Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > СЕРГЕЙ МОКРИЦКИЙ – «НЕВОЗМОЖНО НАУЧИТЬ СТАТЬ РЕЖИССЕРОМ»

СЕРГЕЙ МОКРИЦКИЙ – «НЕВОЗМОЖНО НАУЧИТЬ СТАТЬ РЕЖИССЕРОМ»

Кинооператор, режиссер и сценарист  попробовал себя в роли наставника на кинофестивале «Хрустальный ИсточникЪ» . Прилетевшие со всей страны начинающие кинематографисты сняли под его  руководством шесть абсолютно разных работ  на Кинокампусе и получили мощный заряд практического и теоретического опыта съемок к экстремально короткие сроки.

Расскажите про Кинокампус. Был ли у вас подобный опыт раньше? Насколько это сложно и интересно для вас?

Я пока не понимаю, как к этому относиться, поскольку это первый в моей жизни подобный опыт. Мне прислали 46 сценариев, из них я выбрал те 6, которые нужно снять за шесть дней.

И это реально снять фильм за 6 дней?

Мне кажется не реально, но молодые люди, которые делают первые шаги в кино, у которых есть огромное желание показать свои возможности, они сделают это реальным.

Как вы помогаете студентам? Какие вы даете им советы и наставления?

Я думаю что, студенты не обязаны следовать мои советам, они вправе  снимать так, как им хочется. Каждый участник кампуса имеет свой жизненный опыт и они этот свой личный опыт выражают на экране. Я в свою очередь делюсь своим, но это не значит что мой опыт важнее.

Как стать режиссёром в России?

Научить режиссуре сложно. Режиссер обязан увидеть законы и формы этого мира, осознать их и выразить на экране. Режиссер – это твое понимание мира, то, что тебя изнутри гложет, чему ты не можешь противиться. Насильно привить это понимание нельзя.

То есть, если у тебя есть творческая воля – ты пробьешься?

Творческая воля – это не единственное условие, при котором можно стать режиссером. Если ты имеешь только волю, то ты какой-то дуролом. Если взять писателя и у него есть только творческая воля – то получится графоман. Но если у тебя есть внутреннее понимание законов, механизмов мира и ты способен их осмыслить и выразить только так как можешь ты, вот тогда воля тебе необходима.

Вы окончили операторский факультет ВГИКа, как вы пришли в режиссуру?

До ВГИКа я был моряком, потом я поступил на операторский факультет, снял много картин как оператор и только в 2008 году я стал режиссером.

В какой момент вы поняли, что вы больше режиссер, чем оператор?

Я думаю, что до конца я этого еще не осознал. Единственное, что я понимаю точно, что режиссер должен избавиться от опыта предыдущей профессии. Например, если он в прошлом актер, то он больше будет делать акцент на актёрской игре. У меня был соблазн делать операторское, красивенькое кино. И я сказал себе: в режиссуре не опирайся на свое прошлое операторское ремесло. Я работаю всегда с разными операторами, ухожу от какой-то одной краски и этот операторский хвост я, как ящерица, сам себе отрубаю.

У вас нет желания подвинуть оператора, сказать, отойди, я сейчас сам все сниму?

Есть. И я с ним борюсь. Но это тот соблазн, которому я иногда поддаюсь.  Иногда  камерой мне проще объяснить задачу оператору, чем словами.

У вас есть любимый оператор?

Их множество.  В. Юсов, П.Лебешев, С.Урусевский …И  учился я во ВГИКе у великого кинооператора А.В. Гальперина. Он снял любимый фильм советских людей «Трактористы», он обладал колоссальным опытом педагога. Он начал преподавать во ВГИКе с 1938 года.  Здороваясь с ним за руку, я понимал, что рука моего мастера жала руку самому Эйзенштейну! Он нас научил великой традиции и преемственности в кинематографе.

А кто еще из операторов стал режиссером?

Свое кино как режиссер я хотел снимать еще с 90х.  Однажды на студии я пошел на обед и там встретил в коридоре Петра Ефимовича Тодоровского. Он ждал кого-то, я решился подойти к нему, представился.  Я спросил у него, что мне делать у меня есть сценарий и я хотел бы его снять как режиссер. Поскольку вы один из операторов, которые сумели стать успешным режиссером, то скажите мне,  бороться  ли со своим желанием перейти в режиссуру или все-таки попытаться снять свое кино? Петр Ефимович ответил  – напиши маленький рассказ, чтобы там было начало, кульминация и конец,  если у тебя получится стройный рассказ на бумаге, тогда смело можешь снимать кино. Я написал рассказ, Тодоровский сказал – снимай.

Ваш фильм «Битва за Севастополь» – один из сильнейших фильмов о войне.

«Битва  за Севастополь» – это такой маленький поклон севастопольской земле,  поклон людям, которые ее защищали. В Севастополе  все очень настоящее, достаточно побывать на 35-й батарее.  Я видел как на экскурсии здоровые, крепкие мужики с трудом сдерживали слезы, потому что экскурсоводы рассказывают не просто о людях, а о своих отцах и дедах, которые защищали город-герой Севастополь.

Как вы заставили Юлию Пересильд сыграть так что рыдают все? Мне кажется это одна из ее лучших ролей. Что вы с ней делали?

Ничего я не делал, она просто очень ответственно подошла к этой роли и все сделала сама.

А как она под землей лежала и дышала в одной из сцен?

Через трубочку. Засыпали мы Юлю тоненьким слоем земли 10-15 см, для нас это была чепуха, но она рассказывала, что ей было очень страшно.  Во-первых,  под землей очень холодно, а во-вторых, время под землей течет по-другому, Юле казалось, что мы засыпали ее и забыли. И вообще что смена давно закончилась, и мы уехали, а на самом деле прошло только 30 секунд. Для нас это 30 секунд, а для нее это казалось вечностью. Как после этого решиться на второй дубль? На съемках с нами была Аня, дочь Юлии, ей было около 4-х лет. Я посадил ее на колени, мы посмотрели первый дубль. И я ее спрашиваю: “Анечка, тебе нравится этот дубль? Будем маму еще зарывать в землю? Она просит – еще раз покажи. Посмотрела, подумала и говорит – нужен дубль, мама иди!”

Как вам идея фестиваля «Хрустальный ИсточникЪ» который пригласил вас поучаствовать в Кинокампусе ?

У меня не было ни минуты сомнения насчет поездки на кинофестиваль, потому что здесь очень искренние зрители – люди, которые приезжают со всей страны. Здесь такой калейдоскоп лиц!  Я прошел по дорожке, посмотрел на этих счастливых людей, они снимали нас, я –их. Дать радость этим людям – главная идея фестиваля.  Фестиваль «Хрустальный ИсточникЪ»  – очень разнообразный. Есть зрительское кино, есть фильмы, которые они видели по сто раз, есть вгиковские дипломные работы, классическое наше кино, современное, конкурсное. Фестиваль «Хрустальный ИсточникЪ», сумел волшебным образом охватить весь спектр зрительской аудитории, даже любители черно-белого кино могли наслаждаться фильмами Веры Холодной.  Эвклид Кюрдзидис, президент фестиваля, умудрился влюбить в себя все категории зрителей.

Что ждать от вас в ближайшее время?

Я думаю, мне еще хватит сил снять еще три фильма. Один из них будет про операторов –вгиковцев, которые в 41 году ушли на фронт.

Мария Чемберлен.

Добавить комментарий

Loading...
Top