Вы здесь
Главная > #ОБЩЕСТВО > 125 ДНЕЙ – 125 ШЕДЕВРОВ

125 ДНЕЙ – 125 ШЕДЕВРОВ

Музей Бахрушина

В течение 125 дней, начиная с 6 августа, Театральный музей им. А. А. Бахрушина будет представлять зрителям по одному раритету из фондохранилища музея.

Этот проект приурочен к 125-летию со дня основания музея. Днем рождения музея считается 29 октября 1894 года: в тот день молодой купец Алексей Александрович Бахрушин впервые представил публике свою коллекцию — портреты, письма, документы и мемориальные вещи людей театра. Сегодня фонды музея Бахрушина насчитывают более 1,5 млн экспонатов.
В рамках этого уникального проекта публике будет представлен экспонат, связанный с началом коллекции Алексея Бахрушина: перчатка Марии Ермоловой с отпечатком грима великого итальянского трагика Томмазо Сальвини. История этого раритета вкратце такова. Бахрушин жил во времена, когда творилась сама история русского театра – и не только русского. Как-то в Москву приехал величайший итальянский актер XIX века – Томмазо Сальвини. На его гастрольном спектакле «Отелло» в зале сидела Мария Ермолова. В антракте Бахрушин беседовал с Сальвини, и тот спросил: «Кто ваша первая трагическая актриса?». Бахрушин окинул взглядом комнату и увидел входящую Ермолову: «Вот она!»
Загримированный в мавра Сальвини порывисто подошел к актрисе и поцеловал ее руку. Смущенная Ермолова положила свою другую руку на лоб Сальвини – грим мавра немедленно отпечатался на белой лайке перчатки. Режиссер театра А. М. Кондратьев попросил Марию Николаевну снять испорченную перчатку и, потрясая ею в воздухе, возгласил: «Перчатка Ермоловой с гримом Сальвини — передаю в Бахрушинский музей» — и с поклоном вручил реликвию Алексею Бахрушину. Так длинная белая перчатка в рыжих пятнах заняла свое место в экспозиции Музея Бахрушина рядом с бюстом итальянского трагика.
Откроет выставку редкая работа из дореволюционного фонда музея художника Александра Головина — эскиз декорации к опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов».
Для дебюта оперы в своей антрепризе Сергей Дягилев выбрал «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского в редакции Н. А. Римского-Корсакова. Режиссером постановки был А. А. Санин, главную роль исполнял Ф. И. Шаляпин, был привлечен хор московского Большого театра. Премьера прошла в мае 1908 года на сцене Гранд Опера в Париже и была восторженно принята прессой и публикой.
С роли Годунова началась мировая популярность Шаляпина. Значительную часть декорационного оформления выполнил А. Я. Головин, один из лучших театральных художников своего времени, тоже получивший благодаря «Годунову» огромную популярность.
Также в программе выставочного марафона будут представлены автографы, рукописи, театральные костюмы и личные вещи Михаила Щепкина, Марии Ермоловой, Федора Шаляпина, Матильды Кшесинской, Галины Улановой и Майи Плисецкой, работы Врубеля, Рериха, Бенуа, Гончаровой, Левенталя, Экстер и других театральных художников. В частности, широкая публика впервые увидит эскиз маскарадного костюма, выполненный великой княгиней Елизаветой Федоровной.
Посетители музея смогут увидеть уникальную рукопись комедии Грибоедова «Горе от ума». Как пояснили корреспонденту «МП» в пресс-службе музея, это самый ранний (1829 года) из хранящихся в музее 50 списков этой комедии. Так работал своеобразный самиздат того далекого времени: до появления первого издания «Горе от ума» тиражировалось вручную. Последний список на бумаге, созданный в 1832 году, был приобретен музеем в 1983 году. Свое бессмертное произведение Грибоедов так и не увидел ни на сцене, ни напечатанным: в 1825 году с цензурными сокращениями были изданы только отрывки из 1-го и 2-го действий, а целиком и без цензурной правки пьеса была напечатана только в 1862 году. «Горе от ума» расходилось в списках. Известно, что один из них Иван Пущин приво­зил в Михайловское Пушкину, а тот, прочитав комедию, сказал: «Половина стихов должна войти в пословицу».
По словам сотрудников музея, «фонд Грибоедова» является настоящей жемчужиной коллекции музея. Кроме списков «Горя от ума», в нем собраны автографы писем и стихотворений, а также Дело Цензурного комитета о представлении на сцене комедии «Горе от ума».
В числе собранных Бахрушиным необычных раритетов, которые можно будет увидеть в дни выставочного марафона, коллекция зрительных трубочек и биноклей самых разных видов и форм и коллекция балетных туфель, принадлежавших звездам мирового балета.
Проект «125 шедевров Бахрушинского музея» продлится до 28 декабря.

Сергей ИШКОВ.

Добавить комментарий

Loading...
Top