Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > КИРИЛЛ СВЯТЕНКО: НЕ ГЕРОЙСТВО, А ГОТОВНОСТЬ ПРИЙТИ НА ПОМОЩЬ В ЛЮБУЮ МИНУТУ

КИРИЛЛ СВЯТЕНКО: НЕ ГЕРОЙСТВО, А ГОТОВНОСТЬ ПРИЙТИ НА ПОМОЩЬ В ЛЮБУЮ МИНУТУ

Кирилл Святенко

Профессиональный праздник, День авиации, отмечается в третье воскресенье августа. В этом году он приходится на 18-е число, так что всех, кто влюблен в небо, и в первую очередь его покорителей  — с праздником!

Наш рассказ —  об уникальной летной  организации – Московском авиационном центре (МАЦ), который  24 часа в сутки стоит на страже спокойствия большого города. Случись что – спасатели в считаные минуты придут на помощь.

О становлении МАЦ, его перспективах развития – беседа нашего корреспондента с директором Государственного казенного учреждения города Москвы «Московский авиационный центр» Кириллом СВЯТЕНКО.

Наша справка.

Государственное казенное учреждение города Москвы «Московский авиационный центр» (ГКУ «МАЦ») является подведомственной организацией столичного Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности. Основная задача ГКУ «МАЦ» – это авиационное обеспечение столицы и Московского региона для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, дорожно-транспортных происшествий и т. п.

 

— Кирилл Витальевич, как шло становление МАЦ? С чего оно начиналось? Была ли база для его создания?

— В этом году МАЦ исполнилось 16 лет.

Это время не только становления Московского авиационного центра: его формирование шло методом проб, ведь такой мировой практики до нас никогда не существовало, да и сейчас не существует.

В 1995 году правительство Москвы принимает ряд мер для авиационного обеспечения деятельности оперативных служб столицы. В соответствии с этим для экстренной доставки пострадавших при ДТП или чрезвычайных происшествиях в последующие три года были построены вертолетные площадки с командно-диспетчерскими пунктами (КДП) при московских больницах.

В 1998 году функции организации эксплуатации площадок и обеспечения приема-выпуска вертолетов с пострадавшими возложили на специально созданную службу, которая стала обеспечивать ежедневное дежурство вертолетов легкого класса типа ВО-105 и ВК 117.

В мае же 2003 года по решению правительства Москвы в соответствии с «Концепцией развития воздушно-транспортной системы города Москвы до 2005 года» на базе этой службы было создано Государственное учреждение «Московский авиационный центр» (ГУ «МАЦ»), который является бюджетным учреждением и полностью финансируется столицей. Так что эта дата стала датой рождения нашей структуры.

Первыми вертолетами, которые появились в «Московском авиационном центре» на этапе формирования, стали две машины Ка-32А и один Ми-26Т. Тогда же центр принял на баланс 5 посадочных площадок при городских клинических больницах с диспетчерскими пунктами и двумя площадками на МКАД.

Повторю, никакого опыта организации этой структуры у нас не было, и тем не менее мы в 2004 году начали восстановление ресурса вертолетов и комплектование эскадрильи пожарных воздушных судов летным и инженерно-техническим составом. В тот же период пилоты переквалифицировались на вертолеты Ка-32А, была проведена большая работа по созданию командного пункта (центра) управления воздушными судами.

Свое формирование Московский авиационный центр завершил к середине 2004 года: укомплектованность сотрудниками составила 32%, было подготовлено 5 экипажей, из них три – на Ка-32А и два – на Ми-26Т. В тот же день один из вертолетов Ка-32А поставили на дежурство по тушению пожаров. А уже спустя год «МАЦ» начинает принимать активное участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Ни один субъект не имел и не имеет в составе комплекса городского хозяйства свою собственную авиационную организацию, кроме нашей столицы. Одно дело было создание материально-технической базы, обучение специалистов, и другое – создание правовой базы. Мы ведь работаем в небе над городским пространством: тушим пожары, спасаем людей, оперативно перевозим к медучреждениям тяжелобольных, спасая их жизни и т. д.

В итоге всех преобразований к концу 2004-2005 годов мы начали заявлять о себе, заниматься ликвидацией пожаров. Первой ласточкой стал вернисаж Измайловского парка. Потом – пожар на заводе «Серп и Молот». Оперативная ликвидация с воздуха этих ЧС  нашими вертолетами была отмечена руководством города. И уже 6 августа 2007 года нам был передан третий вертолет Ка-32А.

Именно на его базе была создана система вертикального и горизонтального тушения водяной пушкой. Это было очень эффективное, революционное решение – наша собственная разработка. Мы использовали ее при тушении пожара в 2010 году на заводе «Алмаз Антей», ММДЦ «Москва-Сити», демонстрировали на международных учениях. Этой технологии нет ни в одной стране мира.

В 2007 году мы продолжали развитие новых технологий, и время подсказывало нам новые возможности спасения людей.

В 2008 – 2009 году летный состав освоил вертолеты ВК117С-2, закупленные городом Москвой, на которых начал выполнять авиационно-санитарные работы. Надо сказать, что в том же году авиационный центр получил лицензию на осуществление медицинской деятельности, что позволило оказывать авиационно-санитарную помощь исключительно собственными силами.

— То есть в МАЦ появились и оснащенные медтехникой вертолеты, и собственные штатные врачи?

— Да, у нас появились свои штатные врачи. Причем все наши врачи реаниматологи-анестезиологи ГКУ «МАЦ» имеют дополнительную квалификацию «спасатель». Это необходимо для того, чтобы медики могли работать в зоне ЧС: туда, по существующему законодательству, могут войти только спасатели. И это облегчает нашу задачу.

В 2008 году были закуплены легкие вертолеты, а с 2009 года начались уже дежурства на постоянной основе с Центром экстренной медицинской помощи. Катастрофы, ЧС, инсульты, инфаркты – есть в медицине такое понятие — правило «золотого  часа». За это время нужно не только быстро поставить диагноз, но и оказать первую медицинскую помощь. Статистика свидетельствует, что это 80 процентов успеха для выздоровления. На сегодняшний день 5 вертолетов «Московского авиационного центра» заступают ежедневно на дежурство.

В 2011 году тип Государственного учреждения «Московский авиационный центр» изменен на казенное. Вообще с этого периода мы ощутили заметную поддержку правительства Москвы.

 

Наша справка.

В 2012 году авиационная группа ГКУ «МАЦ» выполняла задачи по оказанию медицинской помощи при проведении тестовых соревнований в рамках подготовки к зимним Олимпийским играм в Сочи. В последующем же, уже на самих XXII зимних Олимпийских и XI Паралимпийских играх, работники Московского авиационного центра оказывали  экстренную медицинскую помощь и доставляли пострадавших в лечебные учреждения Сочи.

В последующие годы санитарные вертолеты авиацентра принимали активное участие в экстренной эвакуации пострадавших при крушении «Невского экспресса» на Октябрьской железной дороге; столкновении двух поездов под Наро-Фоминском; взрывах в метро на станциях «Лубянка» и «Парк Культуры»; в авиационном обеспечении ликвидации последствий аварии на перегоне «Славянский бульвар» и «Парк победы»; пожаров в поселке Шишкин Лес, ТРЦ «РИО» и т. д.

 

— А какова картина сегодня?

— Сегодня «Московский авиационный центр» имеет в своем составе 10 воздушных судов: тяжеловес Ми-26Т (1 ед.), вертолет среднего класса Ка-32А (3 ед.), многоцелевой ВК117 С-2 (5 ед.) и легкий вертолет Bell-429 (1 ед.). Вертолеты Ка-32А и Ми-26Т в основном применяют для тушения пожаров с воздуха. Пять вертолетов ВК117 С-2 оснащены современным медицинским оборудованием и чаще всего используются для санитарных перевозок. Bell-429 задействован для мониторинга, воздушной разведки и обеспечения работ Комиссии по чрезвычайным ситуациям Москвы.

Фактически по любому вызову, при возникновении любой чрезвычайной ситуации силы и средства Московского авиационного центра 24 часа в сутки готовы прийти на помощь. Вертолеты оснащены всей необходимой медицинской и спасательной техникой, на борту есть санитарная служба и врач, которые оказывают первую помощь и доставляют пострадавших в медицинское учреждение. По воздуху на это уходят считаные минуты.

В настоящее время ГКУ «МАЦ» осуществляет круглосуточное дежурство одного пожарного вертолета Ка-32А, дневное дежурство второго пожарного вертолета Ка-32А – в аэропорту Остафьево, и санитарные ВК117С-2 дежурят на территориях городских клинических больниц: №15 имени О.М. Филатова (ул. Вешняковская, дом 23) и № 79 имени С.С. Юдина (Коломенский проезд., 4). Причем на территории ГКБ имени С.С. Юдина вертолеты Московского авиационного центра дежурят круглосуточно.

Санитарные вертолёты оборудованы современной медицинской техникой, позволяющей врачам ГКУ «МАЦ» и Центра экстренной медицинской помощи, находящимся на борту вертолета, оказать пострадавшим экстренную, квалифицированную медицинскую помощь и в кратчайшие сроки доставить их в специализированное лечебное учреждение, в зависимости от характера полученных травм.

Для тушения пожаров с воздуха применяются вертолёты Ка-32А и Ми-26Т с установленным комплексом противопожарного оборудования или с водосливным устройством, которое крепится на внешней подвеске.

— Небо над Москвой  – как и в любом другом мегаполисе —  сложно  для полетов. Как они осуществляются?

— Москва, вы правы, город со сложным для полетов рельефом. Но наши вылеты в экстренных случаях приходят на помощь, к которым МАЦ должен быть всегда готов. Наша команда – это команда квалифицированных специалистов, которые постоянно оттачивают мастерство. Конечно, полеты над городом требуют определенной подготовки. Показательным в этом плане был проведенный в прошлом году Чемпионат мира по футболу. В столице разворачивались основные спортивные события, и МАЦ перешел на круглосуточное дежурство, а тренировки перед главным спортивным событием мира отрабатывались в течение года. К счастью, инцидентов не было, и это говорит о слаженной работе всего комплекса городского хозяйства под руководством заместителя мэра в правительстве Москвы П. Бирюкова.

В нашу основную задачу входит не геройство, а готовность прийти на помощь в любую минуту. Для этого задействованы огромные людские и материально-технические ресурсы. В нашей структуре работают люди более 60 (!) профессий: пилоты, инженеры, техники, операторы, обслуживающий персонал и т.д.

Кстати сказать, именно в преддверии ЧМ мы перешли на круглосуточное дежурство санитарных вертолетов. Такой режим был организован впервые в Москве! Этот опыт был одобрен и, как я сказал выше, продолжается по сей день.

В этом году нашей санитарной авиации исполнилось 10 лет. За это время мы совместно с Департаментом здравоохранения Москвы не потеряли в воздухе ни одного пациента, а с помощью вертолетов было спасено около 6000 человек.

— Впечатляющая цифра! И новое время ставит новые задачи?

— Конечно. С февраля этого года в штате Московского авиационного центра появилась служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения для деблокировки и спасения людей в случаях серьезных ДТП, крупных ЧС с участием транспорта, поиска потерявшихся в лесу и эвакуации пострадавших из труднодоступных мест способом беспарашютного десантирования. Все наши спасатели прошли жёсткий отбор и являются лучшими представителями своей профессии. На сегодняшний день в учреждении работают около 30 спасателей, которые дежурят круглосуточно бригадой из четырех человек. В зависимости от вызова спасатели могут выезжать на специальном автомобиле, оборудованном различными инструментами для деблокировки и помощи пострадавшим, или вылетать на вертолете в случаях невозможного доступа наземным транспортом к месту ЧС или при необходимости оказания экстренной помощи на дальнем расстоянии.

В конце года мы ждем новый пожарный вертолет Ка-32А ВС. По решению правительства Москвы этот вертолет был закуплен и декабре должен быть поставлен к нам.

— Недавно мэр Москвы Сергей Собянин посетил больницу в Коммунарке, где говорил об организации новой вертолетной площадки при этом учреждении.

— Мы готовы к этой задаче. Экипажи санитарных вертолетов доказали свою эффективность: они  выполняют от 5 до 7 вылетов в день каждый для оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП и других чрезвычайных ситуациях, треть из которых приходится на ночное время. С. Собянин оказывает нам большую помощь, недавно им было принято решение о замене парка вертолетов для МАЦ. Мы с нетерпением ждем нового пополнения, пилоты наши воодушевились, хотя и сейчас наша техника, которая на балансе, считается самой лучшей. И это было не раз доказано нашей работой. Стоит вспомнить апрель 2012 года —  вертолеты МАЦ участвовали в тушении чрезвычайно сложного пожара делового центра «Москва-Сити». Очаг возгорания необходимо было ликвидировать в ночное время при отрицательных температурах и порывах ветра до 15 м/с. Чтобы выполнить эту задачу, экипажам учреждения пришлось прибегнуть к высокопрофессиональным маневрам, которые использовались в мировой практике авиации впервые. Эта работа получила высокую оценку министра обороны РФ Сергея Шойгу.

Вся наша система заточена на эффективность, и это норма, ведь мы спасаем людей. Наша система автономна, что позволяет не «переводить стрелки» на смежников, а действовать быстро, ведь в нашей службе многое решают минуты, а иногда даже и секунды.

Нина ДОНСКИХ.

Фото пресс-службы МАЦ.

Добавить комментарий

Loading...
Top