Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > 105 ЛЕТ МОРСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ

105 ЛЕТ МОРСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ

МОРСКАЯ АВИАЦИЯ РОССИИ

Днем Морской авиации России приказом министра обороны РФ № 253 от 15.07.1996 года назначен день 17 июля – в честь победы русских морских летчиков над германскими при защите острова Эзель (Балтика) в Первой мировой войне.

На самом деле рождением авиации в России было высочайшее повеление императора от 6 февраля 1910 года о создании отдела Воздушного флота в составе вооруженных сил России. А первым самолетом в истории морской авиации стал самолет «Антуанетт-4», купленный во Франции, который поднял в воздух 16 сентября 1910 года лейтенант С. Ф. Дорожинский с севастопольского аэродрома «Куликово поле».
Свое начало морская авиация берет со Службы связи флота, одной из основных задач которой было наблюдение за водной поверхностью. Поскольку авиация выполняла разведку в интересах флота, то ее и подчинили Службе связи флота. Инициатором использования авиации в Службе связи стал начальник службы капитан 2-го ранга В. Н. Кедров, изложивший все свои наработки по этому вопросу в рапорте от 23 марта 1910 года, который дошел до морского министра, долго кочевал по кабинетам и получил движение только в 1912 году.
Некоторые историки полагают, что датой рождения Морской авиации России следует считать 6 августа 1912 года, а местом рождения – Гребной порт на Васильевском острове в Петербурге. Но таких моментов было много. Тогда по состоянию на первое января 1913 года флот имел всего один гидроплан и два колесных аэроплана на Балтике и пять гидропланов на Черном море. И только весной 1914 года в штат Морского генерального штаба было введено отделение авиации в составе трех человек.
Начало Первой мировой войны застало Морскую авиацию России на стадии организационного становления. Всего в Морской авиации на 1 августа 1914 года состояло около 30 самолетов различных видов и около 20 дипломированных пилотов. Постепенно увеличивалось количество самолетов на флотах, расширялся круг решаемых задач, выявлялась необходимость более регламентированной деятельности авиации и определения ее правового положения на флоте. Эти и другие цели пытались отразить составители нового документа с несколько витиеватым названием – «Положение о службе авиации в Службе связи». Проект положения доложили императору Николаю II, и он утвердил его 28 июля (10 августа) 1914 года.
Приказом морского министра по Флоту и Морскому ведомству от 14 (27) августа 1914 г. № 269 «Положение о службе авиации в Службе связи» было введено в действие с 1 (14) июля 1914 г. Это был первый официальный документ о создании Морской авиации России.
Положение гласило:
1. Для наблюдения за морем вне видимости береговых постов, для несения разведочной и сторожевой служб, для борьбы с воздушной разведкой противника и других активно-боевых действий при службе связи имеется служба авиации.
2. Общее руководство службой авиации всех морей сосредотачивается в Морском Генеральном штабе.
3. Руководство службой авиации в каждом море возлагается на командующего морскими силами.
Первичной организационной единицей являлся авиационный отряд (3 – 9 самолетов), который опирался на авиационные станции. Наряду с другими вопросами Положение о службе морской авиации определяло и обязанности летного состава и других должностных лиц, в частности, командиру отряда предписывалось наблюдать за правильностью несения службы в отряде. Он отвечал и состояние материальной части и ее ремонт, а также руководил полетами нескольких самолетов своего отряда.
Это положение действовало до 30 ноября 1916 года, когда взамен ему было введено в действие новое положение – «О службе Морской авиации и Воздухоплавания» приказом начальника Морского штаба ставки Верховного главнокомандующего адмирала А. И. Русина № 428.
18 мая 1915 года помощник морского министра и начальник Морского генерального штаба вице-адмирал Александр Иванович Русин обратился в воздухоплавательное отделение Морского генерального штаба к ст. лейтенанту А. А. Тучкову, который занимал пост начальника этого отделения, с письмом за № 7041/1693, содержащим указание об открытии в Петербурге или его окрестностях офицерской школы Морской авиации.
Вадим КУЛИНЧЕНКО, капитан 1-го ранга в отставке, публицист.

Морская авиация — род сил Военно-морского флота, предназначенный для поиска и уничтожения боевых сил флота противника, десантных отрядов, конвоев и одиночных кораблей (судов) в море и на базах; прикрытия группировок кораблей и объектов флота от ударов противника с воздуха; уничтожения самолетов, вертолетов и крылатых ракет; ведения воздушной разведки; наведения на корабельные силы противника своих ударных сил и выдачи им целеуказания. Привлекается также к минным постановкам, противоминным действиям, радиоэлектронной борьбе (РЭБ), воздушным перевозкам и десантированию, поисково-спасательным работам на море. Основу морской авиации составляют самолеты (вертолеты) различного назначения. Поставленные задачи выполняет самостоятельно и во взаимодействии с другими родами сил флота, а также с соединениями (частями) других видов Вооруженных сил.
Функционально морская авиация подразделяется на рода авиации: морскую ракетоносную; противолодочную; истребительную; разведывательного и вспомогательного назначения (дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, РЭБ, противоминную, обеспечения управления и связи, заправки летательных аппаратов топливом в воздухе, поисково-спасательную, транспортную, санитарную).
Морская авиация базируется на аэродромах и авианесущих кораблях. По месту базирования подразделяется на палубную авиацию и авиацию берегового базирования.
На современном этапе развитие морской авиации идет в направлении совершенствования всех типов летательных аппаратов, увеличения их скорости, дальности и продолжительности полета, оснащения высокоточным управляемым оружием, широкого внедрения электронно-вычислительной техники, систем и методов управления, средств автоматизации сбора, обработки информации и выдачи целеуказания для поражения любых целей с высокой точностью, создания средств поиска и поражения надводных и подводных целей на новых физических принципах, повышения их незаметности и боевой устойчивости.
По информации mil.ru

 

Добавить комментарий

Loading...
Top