Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ШКОЛА С ОБСЕРВАТОРИЕЙ

ШКОЛА С ОБСЕРВАТОРИЕЙ

ШКОЛА С ОБСЕРВАТОРИЕЙ

Школа №315 (бывшая №28) в Сокольниках в августе празднует свое 90-летие. Она стала одной из первых школ, построенных в Москве в послереволюционные годы.

Домовладение по Русаковской улице, 10 возникает в конце XIX столетия, когда в связи с широким строительством и заселением этой части Сокольников возникла необходимость дальнейшей планировки местности с устройством после 1898 г. кварталов по Сокольническому шоссе. Центральная ось Сокольников в это время переместилась на шоссе, замощенное булыжником, по бокам обсаженное деревьями, с освещением газовыми и керосиновыми фонарями. В 1884 году по шоссе (в центре Сокольников) по проекту архитектора М. К. Геппенера соорудили здание полицейской и пожарной части с высокой каланчой со смотровой площадкой.
В 1907 году население Сокольников составляло более 26 500 человек, с небольшим количеством рабочего населения. В отличие от других, прилегающих к нему районов (Преображенское, Семеновское, Черкизово и Благуша), Сокольники имели довольно высокие показатели грамотности населения.
На рубеже XIX – ХХ вв. здесь на городской земле Лефортовской части 1 участка №1442 по Сокольническому шоссе, Леснорядской улице, Грязному переулку и Малому Николаевскому переулку создается комплекс зданий Сокольнического городского училища. В него входили: двухэтажное деревянное здание самого училища, деревянный одноэтажный жилой дом для учителей, деревянное одноэтажное нежилое строение для принадлежностей. В архиве Строительного отделения Московской городской управы сохранились чертежи (фасад и поэтажные планы) всех строений.
В 1927 году Московский отдел народного образовани (МОНО) начинает проектные и производственные работы по возведению нового здания школы-семилетки №28 по программе Московского городского совета II очереди 1928 года. Строительство первого корпуса началось в 1928 году рядом с деревянной школой начального образования 1900 года постройки, которую решено было не сносить, а разместить здесь некоторые классы, слесарные мастерские.

Фото опубликованное в «Рабочей Москве» (так называлась «Московская правда» с 1922 по 1939 г.), 28 августа, среда, 1929 года.

При рассмотрении положения здания новой школы на участке по Леснорядской улице и Николаевскому переулку комиссией под председательством архитектора А. Ф. Мейснера было принято решение: «(…) принять, с постановкой части здания, отводимой под физкультуру, так, чтобы длинная его сторона расположена была по направлению к Николаевскому переулку».
Предполагалось возвести здание за год с августа 1928 года по август 1929 года с допуском опоздания на 1,5 – 2 недели. Работы выполняли силами Мосстроя. 13 марта 1928 года Бюро губернского инженера утвердило проект здания по Русаковскому шоссе. В течение производства строительных работ в проекте были сделаны некоторые изменения.
Важным изменением в проекте школы-семилетки на Русаковской стало возведение объема обсерватории «вышка над боковой лестницей». Устройство обсерватории над одной из лестничных клеток вновь строящегося здания школы еще в ноябре 1928 года требовал руководитель управления губернского инженера архитектор А. Ф. Мейснер. В июне 1929 года архитектор А. Т. Митрейтер при осмотре объекта по Русаковскому шоссе, 10 отмечал: «над лестничной клеткой без разрешения возводится каменная с железобетонным куполом обсерватория (вращающаяся)». Производитель работ «Мосстрой» в августе 1929 года о возведении школьной обсерватории сообщал: «(…) устройство обсерватории над лестничной клеткой школы по Русаковскому шоссе было произведено по требованию МОНО, которое в свое время, в лице автора проекта инженера Федорова согласовал данный вопрос в Управлении строительного контроля. При кладке стен лестничной клетки при обсерватории по системе Вутке было предусмотрено усиление отопления. Само помещение будки обсерватории было предусмотрено холодным без отопления и отепления. Марш лестницы, ведущий в обсерваторию при производстве работ был изменен с оставлением достаточного по норме прохода под косоурную балку. Конструкция обсерватории согласовывалась с автором проекта и при изготовлении ее на месте постройки соответствующим образом инструктировалась. При нагружении лестничной клетки надстройкой обсерватории, стены соответствующим образом были проверены».
Акт технической приемки школы-семилетки по Русаковской улице, 10 был составлен 22 августа 1929 года 29-м отделением милиции Сокольнического района. В целом здание к началу учебного 1929 – 1930 года было принято Комиссией и подписано директором школы №28 З. Э. Крейн.
Проект здания был разработан инженером Н. Федоровым, а затем доработан архитектором Д. Фридманом. Школа стала типичным примером постройки в стиле конструктивизма. Асимметричное, сложное в плане строение с лаконичными, геометрическими фасадами и почти полным отсутствием художественно-декоративных элементов отражало основную идею этого стиля о слиянии формы и функции. И самой интересной деталью проекта стала вращающаяся школьная обсерватория.
Новый корпус школы был построен в 1935 – 1936 годах. архитектором Д. Фридманом с учетом недостатков предыдущего проекта. Акт приемки школы по Русаковской улице (4-этажная каменное здание школы на 820 человек учащихся) состоялся в сентябре 1936 года.
Таким образом, во второй половине 1930-х годов сложился уникальный ансамбль учебных зданий на участке: Русаковская улица,10, включающий дореволюционную постройку первоначальной деревянной двухэтажной школы 1900 г., кирпичной школы-семилетки 1928 – 1929 годов и кирпичной школы-десятилетки 1935 – 1936 годов. Это и есть уже тот самый облик здания, который мы можем видеть сейчас.
Изначально школе присвоили название «Школа №28. Десятилетка имени 12-летия диктатуры пролетариата», а номер 315 дали в 1936 году, во время упорядочения нумерации учебных заведений в Москве.
Во время Великой Отечественной войны в здании школы разместили курсы усовершенствования командирского состава, а после войны 315-я стала первой школой Академии педагогических наук СССР. Здесь отрабатывались новые методики в образовании, тестировались новые учебные программы и учебная литература. На занятиях ребята изготавливали различные опытные образцы, некоторые из которых были представлены на выставках учебного оборудования на ВДНХ. А спустя пару десятилетий НИИ содержания и методов обучения Академии педагогических наук СССР создал на базе школы производственные мастерские по изготовлению наглядных пособий по многим школьным предметам.

По материалам www.stroysila.ru и «Узнай Москву» (um.mos.ru)

Добавить комментарий

Loading...
Top