Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ПТИЧИЙ ФАКТОР

ПТИЧИЙ ФАКТОР

Возле аэропорта Жуковский обнаружили очень опасную свалку

Россельхознадзор привлек к ответственности ООО «Технопарк» за то, что оно не уделяло должного внимания своему участку земли. «Благодаря» деятельности собственника на участке площадью 3,7 га образовалась свалка.

По регламенту эти почти четыре гектара были предназначены для сельскохозяйственной деятельности. Вы спросите: какая может быть связь между сельским хозяйством и технопарком? Простая: технопарки по определению занимаются инновационными проектами. А инновационные проекты могут быть в любой области – в том числе и в одной из древнейших: земледелии.

Однако что-то пошло не так. Вместо выращивания квадратных арбузов и синих помидоров владелец участка завалил его отходами – как строительными, так и бытовыми.

На помойках и свалках обычно начинают водиться чайки. Выискивать съедобные кусочки в горах мусора им намного легче, чем ловить юркую рыбку в холодной воде. Именно поэтому есть правило: свалки нельзя размещать в радиусе 15 км от контрольной точки аэродрома.

И именно чайки стали виновницами жесткой посадки на кукурузное поле самолета А321 15 августа сего года.

Кстати, после этого случая немедленно начались активные поиски «автора» свалки. В 14 км от аэропорта Жуковский расположен полигон «Сафоново», но в 2012 году он был закрыт, законсервирован и покрыт грунтом. Отходы туда не завозятся уже много лет.

Есть и действующие полигоны – «Торбеево», «Саввино» и «Корнеево». Правда, все они находятся в пределах разрешенных 15 км. Тут надо заметить, что 15 км – это перестраховка. В старом регламенте было вообще 12 км от контрольной точки аэродрома. Для птиц это расстояние слишком велико, чтобы они вздумали наведаться поближе к аэродрому, а самолет на таком расстоянии уже летит слишком высоко.

Есть еще незаконная свалка у озера Глушица. В 2017 году туда наведалась прокуратура, но мусор на свалку свозится до сих пор.

Сразу после аварии Минприроды потребовало проверить свалки в районе аэропорта Жуковский. Вот в ходе этих проверок и наткнулись на землю ООО «Технопарк». Этот участок, как отметили в Россельхознадзоре, «находится в непосредственной близости от аэродрома «Жуковский», захламление отходами производства и потребления способствует нахождению на территории синантропных птиц».

Конечно, нельзя утверждать, что именно эта свалка послужила причиной аварии, только чудом не ставшей катастрофой. Тем более что и Минприроды, и министр экологии и природопользования Московской области Дмитрий Куракин заявили, что предположение о том, что птицы прилетели в аэропорт именно с окрестных свалок, является ошибочным.

«Автор» свалки был наказан рублем – штрафом в размере 500 тысяч. Кстати, максимальный размер штрафа по ч. 2. ст. 8.7 КоАП РФ («Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв») составляет 700 тысяч рублей. Но, возможно, этим делом заинтересуется и прокуратура – она ведь возбудила дело по статье 263 УК России («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта»).

Мы, рядовые граждане, обычно узнаем о единичных случаях, когда столкновение происходит со стаей птиц и самолет выходит из строя. Например, «чудо над Гудзоном» в 2009 году. Виновник аварии – стая гусей. Российское «чудо над кукурузным полем», виновник – стая чаек. А есть и трагичный случай: в 1960 году в Бостоне самолет L-188 рухнул в Бостонскую бухту менее чем через полминуты после взлета. Погибли 62 человека. А на взлетной полосе нашли 75 трупиков скворцов – именно их стая стала причиной трагедии.

Но в реальности все намного хуже – по крайней мере, для птиц. Каждый год происходит около 5500 столкновений самолетов и птиц. Ежегодный ущерб коммерческой авиации от пернатых составляет 1,2 млрд долларов США. Просто в большинстве случаев птица погибает, а самолет продолжает свой путь, иногда даже с одним неработающим двигателем.

Большая часть столкновений происходит на высоте до 300 м – то есть в непосредственной близости от аэродрома. Пятая часть инцидентов случается на высоте от 300 до 1500 м. И только 5 процентов встреч птицы и самолета случаются на высоте большей, чем 1,5 км.

Поэтому рекомендация «никаких скоплений птиц поблизости от аэродромов» очень важна. Это не только свалки, но и фермы – там тоже бывает много синантропных, то есть привычных к человеку, птиц. Только свалки, к сожалению, очень часто бывают несанкционированными, стихийными и неучтенными.
Возможно, в результате инициированной Минприроды проверки обнаружится еще один потенциальный виновник?

Яна МАЕВСКАЯ.

Фото из открытых источников.

Добавить комментарий

Loading...
Top