Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ВОЗДУШНЫЙ ТАРАН

ВОЗДУШНЫЙ ТАРАН

Воздушный таран

Таран – приём, применяемый в бою. Воздушный таран заключается в нанесении удара фюзеляжам, крылом или лопастями винта самолёта в воздушном бою по самолёту противника.

Первым воздушным тараном стал удар русского аэроплана по австрийскому воздушному разведчику в самый разгар Галисийской битвы 1914 года (18 августа – 21 сентября ), когда 8-я армия генерала А.А. Брусилова штурмовала Город окские укрепления австро-венгерских войск. И совершил этот таран уже известный к тому времени пилот штабс-капитан Николай Петрович Нестеров (1887-1914 г). Было это 8 сентября 1914 года.
В период наступления над расположением 8-й армии появился двухместный австрийский аэроплан – разведчик типа «Альбатрос». На перехват его вылетел Н. Нестеров. Оружия для воздушного боя, кроме личных револьверов лётчиков, аэропланы не имели, и Н. Нестеров, впервые в мире, использовав свой метод, пошёл на крайние меры по уничтожению воздушного врага – воздушный таран. Сам погиб, но уничтожил вражеский самолёт.
Ещё летом 1911 г. в журнале «Вестник воздухоплавания» появилась статья лейтенанта Н.А. Яцука, будущего организатора первого авиационного истребительного отряда (4 сентября 1914 г.) «О бое в воздухе», где он писал: «Возможно, что в исключительных случаях лётчики будут решаться таранить своим аэропланом чужой».
Взгляды Н.А. Яцука не все приняли, но уже видный к тому времени пилот Н. Нестеров воспринял их и стал работать над их реальным применением, хотя и был сторонником маневренных способов борьбы с противником и вооружения самолётов техническими средствами ведения воздушного боя. И, следуя взглядам Н. Яцука, видел в таране способ превращения самого аэроплана в боевое оружие.
Восьмого сентября 1914 г. первоначально вопрос о воздушном таране не стоял. Было решено, что при появлении австрийского «Альбатроса» вынудить его к посадке. Но как всегда вмешался его величество случай. «Альбатрос» неожиданно появился над русским аэродромом. Это вынудило Николая Нестерова взлететь на его перехват на самолёте своего заместителя, которого он не взял с собой уже, видимо, нацеливаясь на таран.
Стремительно набрав на «Моране-Солнье» высоту свыше 1500 метров, он сверху вниз атаковал «Альбатроса». Свидетели этого необычного боя видели, что после резкого столкновения аэроплан противника клюнул носом и стал беспорядочно падать. Аэроплан Нестерова пронёсся дальше, затем по спирали пошёл на снижение и, вдруг, на высоте 50 метров «Моран» камнем рухнул вниз. В этот момент от аппарата отделилась фигура пилота…. Парашютов тогда ещё не было. По свидетельству медэкспертизы Николай Петрович умер в воздухе в результате столкновения.
В «Акте расследования обстоятельств…» указывалось: «Штабс – капитан Нестеров уде давно выражал мнение, что является возможным сбить неприятельский воздушный аппарат ударами сверху колёсами собственной машины по поддерживающим поверхностям неприятельского аппарата, причём допускал возможность благополучного исхода для таранящего лётчика!»
С установкой пулемётов на аэропланах, тараны стали применяться редко, большую роль стал играть воздушный маневр для выбора удобной позиции для атаки. Но всё-таки таран оставался на вооружении авиации. Союзники России в первой мировой войне признавали воздушный таран одной из форм русского воздушного боя, указывая на то, что когда у русских нет бомб, они поднимаются над неприятельским аэропланом и, пролетая над ним, задевают его нижней частью своего аэроплана. Приём Нестерова.
Николай Петрович Нестеров был не только боевым лётчиком, но и разработчиком новых типов воздушных судов. Совершил много дальних перелётов как лётчик-испытатель. А его «мёртвая петля» (петля Нестерова), совершённая 27 августа 1913 года и воздушный таран 8 сентября 1914 года навечно вписали его имя в историю мировой авиации.
Воздушный таран не ушёл в не бытие. В годы второй мировой войны применялся не раз и рассматривался как одна из форм воинского героизма и подвига!

Вадим КУЛИНЧЕНКО, капитан 1-го ранга в отставке, публицист.

Добавить комментарий

Loading...
Top