Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ» ЗАЛА, «ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ» ЗДАНИЯ

«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ» ЗАЛА, «ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ» ЗДАНИЯ

12 октября 1940 года на площади Маяковского открылся Концертный зал им. П.И. Чайковского, ставший основной площадкой Московской филармонии.

Открытие этого концертного зала было приурочено к 100-летию со дня рождения композитора. На торжественном концерте, посвященном этому событию, в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Александра Гаука и Константина Иванова прозвучали произведения Чайковского: Шестая симфония, «Франческа да Римини», первая часть Первого фортепианного концерта, арии из опер и романсы в исполнении Льва Оборина, Веры Давыдовой, Пантелеймона Норцова, Елены Кругликовой, Марка Рейзена и др.
Однако если для концертного зала это был «день рождения», то для самого здания этот день стал лишь началом нового этапа в его богатой истории. В 1900 году старый трехэтажный дом, стоявший на месте современного Концертного зала имени Чайковского, достался антрепренеру-французу Шарлю Омону. В 1902 году он перестроил дом и перевел туда из Камергерского переулка свой пользовавшийся скандальной славой «вертеп Омона» — театр «Буфф-миниатюр» (в Камергерском он находился в доме Лианозова – в помещении, которое после него занял МХАТ). Француз хотел облицевать фасад бело-синим фарфором, а вход сделать в виде пасти дракона, поглощающего поток публики. Но на воплощение первой идеи не хватило денег, а вторую губернатор Москвы князь Голицын назвал безнравственной и запретил даже думать о ней. После того как в 1907 году Омон, разорившись, уехал из России, в этом здании открылся театр оперетты «Зон» (название было дано по фамилии владельца – буфетчика Игнатия Зона). В 1920 году здесь разместился Театр РСФСР, в 1922-м – Государственный театр им. Мейерхольда (ГосТиМ). В течение последующих 10 лет на его сцене с триумфом шли знаменитые спектакли Мастера: «Мистерия-буфф» Маяковского, «Ревизор», «Горе уму» (по комедии Александра Грибоедова «Горе от ума») и другие.

В 1932 году началась глобальная реконструкция здания, так как смелым творческим замыслам режиссера-реформатора требовались соответствующие пространственные решения: трансформируемая сцена и возможность переноса игровых площадок в различные места зала, раздвигающаяся крыша-купол и дневное освещение, непосредственная связь помещений для актеров со сценической площадкой. Перестраивая здание, режиссер стремился максимально объединить пространства сцены и зрительного зала; максимально уменьшить количество барьеров между актерами и зрителями (убрать занавес, рампу и оркестровую яму), «вовлечь публику в действие и коллективный процесс создания спектакля». Идеальной Мейерхольд считал модель древнегреческого театра, где зрительские места были расположены амфитеатром вокруг сцены. Именно этими идеями руководствовались авторы проекта реконструкции архитекторы-конструктивисты Михаил Бархин и Сергей Вахтангов. В 1933 году их проект по решению Моссовета был отвергнут как «формалистский» и отправлен на переработку. После проведения конкурса достройка здания была поручена Алексею Щусеву. Однако всем смелым замыслам режиссера и архитекторов не суждено было полностью воплотиться…
8 января 1938 года по приказу Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР Театр им. Мейерхольда был закрыт (власть перестали устраивать эстетство и формализм постановок), а его недостроенное здание решили передать Московской филармонии, которой давно не хватало большого концертного зала.
Завершение строительных работ было поручено архитектору Дмитрию Чечулину, который, сохранив необычную внутреннюю планировку (зал в форме эллипса), нашел устроившие всех компромиссные варианты оформления фасадов, выходящих на площадь Маяковского и на улицу Горького. Так, фасад, выходящий на улицу Горького, где по замыслу Мейерхольда должна была возвышаться «творческая башня», увенчанная скульптурой Маяковского, он просто уподобил соседним жилым домам, а фасад, выходящий на площадь, украсил 10-колонным портиком. Памятник Маяковскому (ск. Александра Кибальникова, арх. Дмитрия Чечулина) в 1958 году с непостроенной башни «перекочевал» на саму площадь.

Сергей ИШКОВ.

Добавить комментарий

Loading...
Top