Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ОПТИМИЗМ БЮДЖЕТА НУЖДАЕТСЯ В ОБОСНОВАНИИ

ОПТИМИЗМ БЮДЖЕТА НУЖДАЕТСЯ В ОБОСНОВАНИИ

К такому заключению пришли участники «нулевых чтений» Федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», которые прошли в Общественной палате РФ.

Во вступительном слове секретарь Общественной палаты РФ Валерий Фадеев напомнил, что в прошлом десятилетии наблюдался экономический бум, а доходы населения росли на 10 процентов в год: «Как изменились условия, из-за чего теперь роста практически нет? На мой взгляд, ссылки на внешнее давление не работают, потому что экономический рост прекратился еще до событий пятилетней давности, до введения санкций. Причины в другом. И мы, как общественность, должны помогать законодательной власти: давать свои идеи, критиковать — в этом наша задача. Но не только критиковать — мы должны двигаться от контроля к участию. Да, мы критически относимся к действиям исполнительной власти, но мы предлагаем, как корректировать эти действия».
Валерий Фадеев обратил внимание на то, что в предложенном проекте федерального бюджета вообще ничего не говорится о Фонде национального благосостояния России, несмотря на то что его размер превысил 7%. По мнению члена ОП РФ, Правительству РФ следует задуматься, как рационально, на пользу обществу, потратить этот избыток.
«Я, честно говоря, вообще не понимаю, зачем нужен профицит государственного бюджета. Мы из года в год говорим о профиците государственного бюджета как о символе успеха. Но ведь это означает, что из экономики изымаются деньги. Правительство признает, что оно не знает, куда их деть, эти сотни миллиардов рублей. Тогда зачем их изымать? Мы должны подумать и предложить правительству, как рационально на пользу обществу потратить этот избыток», – предлагает Валерий Фадеев. Он убежден, что бюджет должен быть сбалансированным: расходы должны быть равными доходу.
Взявший слово после выступления секретаря ОП председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию экономики Борис Алешин отметил в качестве отрадной тенденции постепенное уменьшение профицита «с выходом его в ноль». Однако, по его словам, некоторые утверждения, гипотезы, положенные в основу бюджета, требуют серьезного обсуждения с привлечением экспертного сообщества. В частности, сомнения у Бориса Алешина вызывает запрогнозированный в проекте, но маловероятный рост экономики страны к 2024 году: «Вопрос не только в цифрах, не только в макроэкономических показателях, вопрос в том, как живет реально страна; как вообще экономика себя чувствует, под которой я в данном случае понимаю развитие промышленности и всех остальных секторов. Одним из главных вопросов остается гипотеза роста экономики за счет роста потребления на внутреннем рынке. Я могу сказать, что это очень спорный вопрос, потому что сегодня предпосылок для такого оживления нет».
Между тем, в предложенном проекте бюджета, по его словам, в 2024 году вдруг появляется, непонятно с чего, очень интенсивный рост экономики:
«Всю жизнь я работаю в промышленности в разных отраслях и могу сказать, что на сегодняшний день авиационная промышленность – в убытках; автомобильная промышленность – в убытках; обрабатывающая промышленность вся – в убытках; машиностроение – в убытках. Более 500 миллиардов оборонная промышленность на сегодняшний день имеет долгов, обслуживает кредиты, уже давным-давно отдав все банкам. Откуда вы возьмете деньги?! Поэтому, конечно, важнейший вопрос даже не о том, какие здесь (ред. – в проекте бюджета) цифры (а они даже сверхоптимистичны!), а о том, как это, в конечном счете, будет реализовываться?».
Учитывая серьезность поставленных вопросов, Борис Алешин призывает профильные ведомства, прежде всего, Минэкономразвития России и Минфин России, разделить ответственность за прогнозирование развития экономики страны с общественностью, прислушаться к обоснованным доводам экспертов.
Поддержал сомнения коллеги в обоснованности оптимистических прогнозов выступивший следом председатель Комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин: «Между 2021 и 2022 годами есть скачок темпов роста ВВП, темпов роста инвестиций. Оптимизм Минфина России и Минэкономразвития России требует очень серьезного и развернутого обоснования. (…) У нас инвестиции в прогнозе растут 1,2 – 1,3%… Вдруг, в 2022 году, они растут на 7%! Допускаю, что произойдет чудо, но только это «чудо», при профессиональном подходе, требует развернутого обоснования. Оптимизм Минфина России и Минэкономразвития России требует очень серьезного и развернутого обоснования».
Кроме того, по его словам, данному проекту не хватает понимания широкого социального контекста, в который погружена экономика России: «Смотрите, что происходит… Сомнения в финансово-экономической политике и бизнеса, и граждан приводят к снижению инвестиций. Инвестиции негативно влияют на темпы экономического роста. Темпы экономического роста кардинально расходятся с ростом ожидания граждан в ожидании роста своего благосостояния. Такая финансово-экономическая политика генерирует значимые социально-политические риски. Мы видим значимый рост социально-политического напряжения».


Выступивший в роли «ответчика» директор департамента бюджетной политики и стратегического планирования Минфина России Владимир Цибанов отметил, что проект федерального бюджета сформирован с учетом «стимулирующей направленности»: в 2019 году предусмотрен рост расходов на 0,7% ВВП (до 16,8 процента ВВП), а в 2020 году — на 0,5% ВВП (до 17,3% ВВП).
По его словам, в 2020 году доходы федерального бюджета составят 20,4 триллиона рублей — это 18,1% ВВП. В дальнейшем ожидается некоторое снижение доходов — 17,7% ВВП в 2021 году и 17,2% ВВП в 2022 году, что, поясняет представитель Минфина России, связано с прогнозируемым снижением нефтегазовых доходов, а также автоматическим расширением объема налоговых льгот нефтегазовому сектору — только в текущем году этот объем может составить 1,6 триллиона рублей.
Объем бюджетных ассигнований в 2020 году составит 19,5 триллиона рублей, в 2021 году — 20,6 триллиона рублей, в 2022 году — 21,8 триллиона рублей. Среди приоритетов в структуре федерального бюджета — во-первых, реализация национальных проектов: рост бюджетных ассигнований на это направление в 2020 году составит более 200 миллиардов рублей, объем расходов к 2020 году достигнет двух триллионов рублей, а к 2022 году — 2,7 триллиона рублей; во-вторых, социальные направления: их финансирование к 2020 году увеличится до 36,8 процента от общих расходов. Расходы на поддержку экономики тоже возрастут, хотя и незначительно — на 2,7%, их доля составит 16,8% от общих расходов.
Подводя итоги мероприятия, Борис Алешин еще раз призвал профильные министерства к диалогу с общественностью и консолидированным межведомственным отношениям. А также посоветовал чиновникам, отвечающим за подготовку бюджета, съездить в глубинку и посмотреть, как там живут люди.
Валерий Фадеев посоветовал становиться ответственными реалистами: если речь идет о средней заработной плате, то говорить надо не о среднеарифметических данных, а о медианной зарплате; если далеко не все домохозяйства в России могут позволить себе ипотеку, то об этом и надо говорить. Надо перестать бояться реальности — в этом пафос Общественной палаты РФ, считает он.

Сергей ИШКОВ.

Фото автора.

Добавить комментарий

Loading...
Top