Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > БИТВА ЗА БЮДЖЕТ

БИТВА ЗА БЮДЖЕТ

Споры по бюджету в параллельных мирах: одни требуют изменить бюджетную политику, другие пытаются заставить работать то, что есть.
Дискуссия по первому чтению бюджета на трехлетку 2020-2022 заняла в Думе более трех часов. Поправки ко второму чтению надлежит подать в ответственный комитет по бюджету до шести часов вечера 4 ноября. Второе чтение назначено на 19 ноября, третье 21.
Синхронно идут бюджеты трех внебюджетных фондов – пенсионного, медстраха и соцстраха.
С 2022 года прекращает действие программа материнского капитала. Обеспечение больничных листов переводят на прямые выплаты, при этом остается долг перед работодателями около семидесяти миллиардов.
В этом году предпринята беспрецедентная идеологическая артподготовка. В преддверии первого чтения зампред правительства и по совместительству Минфин Антон Силуанов буквально поселился на Охотном ряду, циркулируя по фракциям. Больше всего взаимного внимания у него с единороссами.
Накануне Первый канал возродил многострадальную передачу председателя думского комитета по бюджету Андрея Макарова под обновленным названием «Право на справедливость». Цель единственная: продемонстрировать пикировку Госдумы в лице Макарова с финансово-экономическим блоком правительства в лице Силуанова.
Макаров умеет это блестяще. Однако данная парочка разногласий практически не имеет. Попытка Макарова соединить в единую упряжку Центробанк, Минэк и Минфин с треском провалилась. Министр Максим Орешкин не обращает внимания на Думу с депутатами. Отличница Эльвира Набиуллина, кем бы она ни была, независимостью не отличается. Кстати, и Силуанов тоже. И его замов, как и прежде, вываривают в собственном соку без особых связей с жизнью страны.
Большинство выступающих требуют пересмотреть бюджетную политику и резко добавить денег на расходы. Убрать ограничения развития в форме бюджетного правила с отсечением нефтегазовых доходов в резерв. Повысить монетизацию экономики. Не сушить инфляцию ниже таргета.
Арифметическое большинство Думы пытается заставить работать то, что есть. Для этого из Минфина вырвали согласие на старт бюджетного действия даже не с 1 января, а уже в конце текущего года. Чтобы не сорвалось, надо принять комплекс мер и каждая из них предусмотрена.
В таком случае теряют смысл и превращаются в тормоз новогодние каникулы, для чего они и были задуманы.
У единороссов есть разумное зерно в их логике, без запуска машины в целом добавлять деньги так же аморально, как наращивать наказание по неработающим нормам. Ничего кроме правого нигилизма не растет с соответствующими последствиями.
Из предбюджетной дискуссии на площадках федерального собрания выявилась удручающая тенденция: ужесточения закона провоцируют более вредные нарушения закона. Например, на разминке 467-го заседания СФ председатель верхней палаты Валентина Матвиенко среди прочего сообщила, что изъятие оборудования для контрафактного алкоголя перевело производство из цехов в подвалы. По информации сенатора Константина Долгова достигнут самый высокий за последнее время показатель смертности от острого отравления алкоголем.
Мне представляется, то же будет и с бюджетом. Исправить ситуацию с госзакупками не удается. По всему бюджетному процессу раскинута сеть клапанов с задвижками. Их действие ориентировано на систему институциональных запретов с заданными ограничениями на зарплаты и пенсии, финансированием и темпом развития, объемом изъятий.
Запущенная дискуссия по вмешательству в выборы высветила системность внешнего управления. Можно полагать, результат успехов единороссов в битве за бюджет будет тот же.
Соответственно есть два направления дискуссии по бюджету. Они проходят как в параллельных мирах без взаимного понимания. Председатель Думы Вячеслав Володин буквально шантажировал коммунистов: как можно голосовать против, если на сельское хозяйство увеличили финансирование вдвое?
Председатель КПРФ Геннадий Зюганов категорически отвергает сами принципы бюджетных подходов. Почти идентичной позиции придерживается Сергей Миронов.
Владимир Жириновский хвалит Макарова и юлит по позиции фракции.
Цифры вызывают большое сомнение, но они отражают некоторые тенденции и их стоит привести.
Законопроектом предусматриваются доходы: в 2020 году – 20 379,4 млрд руб. 18,1% ВВП.
Прогнозируемый объем нефтегазовых доходов в 2020 году составит 7 472,2 млрд руб. 6,6% ВВП.
Расходы 19 503,3 млрд руб. 17,3% ВВП.
Профицит федерального бюджета: в 2020 году 876,05 млрд руб. 0,8% ВВП.
Объем ВВП 112 863 млрд руб. (рост на 1,7%).
Верхний предел государственного внутреннего долга на 01.01.2021 г. 12 981, 3 млрд руб.
Верхний предел государственного внешнего долга на 01.01.2021 г. – 64,4 млрд дол. США (56,4 млрд евро).
Уровень инфляции 3,0%.
Предельный объем Фонда развития 585 млрд руб. Фонд развития формируется, начиная с 2019 года. Средства Фонда будут направляться на финансовое обеспечение мероприятий государственных программ. Норма действует до конца 2024.
Прогнозный объем на начало года Фонда национального благосостояния 8 172,0 млрд руб. 7,2% ВВП.

Функциональная структура расходов (млрд руб.):
Всего16 180,5
в том числе:
1. Общегосударственные вопросы 1 455,6
2. Национальная оборона 1 068,9
3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1 455,6
4. Национальная экономика 2 521,8
5. Жилищно-коммунальное хозяйство 248,4
6. Охрана окружающей среды 348,4
7. Образование 886,5
8. Культура, кинематография 138,3
9. Здравоохранение 990,3
10. Социальная политика 4 999,4
11. Физическая культура и спорт 69,7
12. Средства массовой информации 91
13. Обслуживание государственного и муниципального долга 896
14. Межбюджетные трансферты 1 008,7

Выполнение социальных обязательств государства:
– ежегодная индексация с 1 февраля публичных нормативных обязательств и иных обязательств, подлежащих индексации, на уровень инфляции предшествующего года на 3,8%
– ежегодная индексация с 1 октября размера оплаты труда и денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц на прогнозный уровень инфляции на 3,0%.
– ежегодная индексация с 1 сентября стипендиального фонда для студентов федеральных образовательных учреждений профессионального образования, аспирантов, докторантов, интернов и ординаторов на уровень инфляции на 3,0%.
Общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств составит 819,7 млрд руб.
Финансовое обеспечение развития пенсионной системы составит 3 107,6 млрд руб.
В целях обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ общая сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составит 2 398,7 млрд руб.
на выплату материнского (семейного) капитала 316,4 млрд руб. (заканчивает свое действие с 2022 года).
В 2019 г. размер материнского (семейного) капитала составит 466 617,0 руб. (+13 591,0 руб.), величина прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ – 9 311 руб. (+465 руб.), размер накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, включенного в реестр участников, – 288 410,0 руб. (+8 400,3 руб.).
Предусмотрен трансферт из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования РФ на социальное обеспечение населения в 2020 году 48,2 млрд руб.
Предусмотрен трансферт из федерального бюджета бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2020 году – 246,7 млрд руб.
Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» предусмотрено утверждение и реализация 12 национальных проектов, включающих более 70 федеральных проектов. На реализацию национальных проектов предполагается направить 1 982,7 млрд руб.
В том числе:
– «Демография» – 616,0 млрд руб.
– «Здравоохранение» – 299,7 млрд руб.
– «Образование» – 125,9 млрд руб.
– «Цифровая экономика Российской Федерации» – 124,2 млрд руб.
На реализацию 20 федеральных целевых программ направляется 379,0 млрд руб.
В части государственных программ (всего 44 программы) предусмотрено выделение в том числе:
– по ГП «Развитие здравоохранения» – 841,9 млрд руб.
– по ГП «Развитие образования» – 209,4 млрд руб
– по ГП «Социальная поддержка граждан» – 1 466,7 млрд руб.
– по ГП развития сельского хозяйства и регулирования рынков с/х продукции, сырья и продовольствия – 290,1 млрд руб.
по ГП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя» – 102,2 млрд руб.
На инновационное развитие и модернизацию экономики планируется выделить 3 585,1 млрд руб.
На реализацию подпрограммы «Инвестиционный климат» (ГП «Экономическое развитие и инновационная экономика») в 2019-2021 годах – 5,1 млрд руб. ежегодно.
На реализацию ГП «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» предусмотрено выделение: в 2020 году – 471,8 млрд руб.
На научные исследования и разработки гражданского назначения предусматривается: 505,6 млрд руб.
Предусматривается выделение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета региональным бюджетам 2 552,4 млрд руб.
В том числе:
– дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности – 717,9 млрд руб.
-субсидии на реализацию программы «Земский доктор»: в 2020 г. – 6, 6 млрд руб.
– субсидии на реализацию программы «Земский учитель»: в 2020 году – 1,5 млрд руб.
– субсидии на развитие паллиативной медицинской помощи – 4,1 млрд руб.
-субсидии на новое строительство или реконструкцию детских больниц (корпусов): в 2020 г. – 11,6 млрд руб.
– субсидии на софинансирование расходов, возникающих при оказании гражданам высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования:– 6,2 млрд руб.
– субсидии на выплату региональных социальных доплат к пенсии: в 2020 г. – 29,5 млрд рублей
– субсидии на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений – 7,7 млрд руб.
– субсидии на стимулирование программ развития жилищного строительства в регионах – 25,2 млрд руб.
– субсидии на строительство и реконструкцию (модернизацию) объектов питьевого водоснабжения – 11,4 млрд руб.
– субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в регионах – 7,1 млрд руб.
– субсидии на поддержку сельского хозяйства – 73,5 млрд руб.
– субвенции на реализацию мероприятий по восстановлению и воспроизводству лесов – 3,1 млрд руб.
– субвенции на реализацию мероприятий по охране лесов от пожаров – 3,3 млрд руб.
Предусматриваются бюджетные кредиты за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) из федерального бюджета – 0,97 млрд руб. (14,7 млн. долл. США) данные средства планируется направить на строительство и эксплуатацию части транспортного коридора, соединяющего автомобильные дороги федерального значения М–5 «Урал» и М–7 «Волга». Плата за пользование бюджетными кредитами на пополнение остатков средств на счетах региональных и местных бюджетов составит 0,1% годовых.
Предусматривается возможность в ходе исполнения бюджета из резервного фонда Правительства РФ предоставлять субсидии регионам на создание регионах (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях и иные межбюджетные трансферты на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 2-х месяцев до 3-х лет в организациях дошкольного образования.
Правительство вправе направить в уставный капитал ОАО «РЖД» до 20 млрд руб. при поступлении в бюджет субсидии из Москвы для развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла с учетом организации диаметральных маршрутов.

Лев МОСКОВКИН.

Добавить комментарий

Loading...
Top