Вы здесь
Главная > #СМОТРИ/СЛУШАЙ > ПОД ЗВОН КОЛОКОЛЬЧИКА…

ПОД ЗВОН КОЛОКОЛЬЧИКА…

Уже месяц программа фестиваля «Уроки режиссуры» радует московского зрителя. На столичных театральных площадках играют спектакли из разных городов России. Молодая режиссура уверенно шагает по Москве. Еще немного и третий фестиваль станет историей, можно будет вспоминать, как это было и наслаждаться тем, что видел, расставляя на задворках памяти по полочкам каждый увиденный спектакль и созданные актерские образы.
21 октября на Новой сцене театра Вахтангова прошел спектакль санкт- петербургского театра «Мастерская» «Счастье мое» по пьесе Александра Червинского. Режиссер – выпускник Мастерской Григория Козлова в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (РГИСИ) Андрей Горбатый-младший.
Известно, что драматург Александр Червинский не имел специального образования (он окончил архитектурный институт), однако писал киносценарии. Из-под его пера вышли и четыре пьесы, одна из которых – «Счастье мое». В основе сюжета – история 18-летней девушки Виктории, которая воспитывалась в детском доме, действие происходит после войны.
Мама девочки умерла, когда ей было два года, отец не дожил до войны. Виктория живет в школе, где и работает пионервожатой. У нее есть план – родить ребёнка во что бы то ни стало. Врачи сказали, что это нужно сделать именно сейчас, так как позже из-за состояния здоровья беременности не случится совсем. Найти человека на роль отца в послевоенном городе не так просто: Оскар Борисович – преподаватель в школе, ему за 60 – не подходит, а вот Семен Чижов – очень даже ничего и совсем не страшно, что он уже год ухаживает за Аней, подругой Вики.
Тема войны и Петербурга – тема вечная. Этот город страдал, как никакой другой, изнывая в блокаде. Возможно поэтому москвич по происхождению Андрей Горбатый берется за военную тему. Там – в Петербурге – и воздух другой, и память как живая, и война никогда не станет забытой историей, обрамленной Георгиевской ленточкой.
Сценография спектакля достаточно лаконична (художники Василий Семенов и Наталья Грошева). Сцена разделена на две части мостиком, как бы обозначая прошлое и настоящее. Неровные, искривлённые перила напоминают о тяжелом военном времени. По центру стоит золотая рама – окно, соединяющее век нынешний и век минувший – именно оттуда Семен будет говорить о международных отношениях, и о том, что перед ним открыт весь мир.
Роль Виктории исполняет Арина Лыкова. Ее голос звучит звонко, как колокольчик, она говорит быстро-быстро, словно боясь упустить момент. У нее в голове есть план – быть счастливой, для чего ей непременно нужно стать мамой.
Вика помнит, что она была счастлива тогда, давно, в довоенное время: у нее были родители, квартира и машина. Родители то и дело будут появляться в памяти: то вдвоем – играя в мяч в глубине сцены, то только отец – с ним Вика будет танцевать. Она тут – на земле, он там – на небесах (на балконе), но все время наблюдает за дочкой.
Арина Лыкова ведет свою героиню невесомо, иногда гротескно. Она одета в коричневое платье с белым воротничком, серые теплые колготки, белые шерстяные растянутые носочки и лёгкие туфли. И у этой девочки с двумя косичками есть четкий план – родить ребенка, который никогда не узнает, что такое война, и быть счастливой. И в этом у Виктории нет ни малейшего сомнения.
Сенечка, Семен Чижов в исполнении Антона Момота – простой парень, в чем-то грубоватый и прямолинейный. До встречи с Викторией не верил в себя и в то, что перед ним – весь мир. Он случайно окажется в каморке у Вики – его возлюбленная Аня в тот вечер уйдёт с другим.
Сенечка сломает ногу, прыгая с балкона, и проведет долгое время в больнице – будет много читать, в том числе и Теодора Драйзера (наверное, «Американскую трагедию», где главный герой хотел завоевать мир), и наконец поверит, что перед ним открыт весь мир. В последний вечер он придет предупредить Вику, что уезжает в Лондон, но обязательно через год вернется и заберет ее с собой. Скорее всего, он не дочитал Теодора Драйзера до конца…
Оскар Борисович (Георгий Воронин) бессловесно будет соглашаться со всем происходящим – он один мужчина в окружении женского коллектива. Это вялый седой старичок, любящий свое дело, учеников и мир во всем мире. В финале он выпустит в зал бабочку – живую, настоящую, она, словно голубь надежды и мира, поставит двоеточие в том, что жизнь продолжается.
Александр Червинский оставляет финал открытым: как сложилась судьба Виктории, мы можем только воображать. Режиссер Андрей Горбатый под звон колокольчика выведет на сцену дочку Виктории – белокурую девочку в школьной форме и с белыми бантами. Этой девочке посчастливится родиться. А как ее зовут? Наверное, Виктория – ведь она победила так же, как и ее мама. И если есть две победы в одном маленьком мире – значит, нет ни одиночества, ни тоски по прошлому и не случившемуся.
Два колокольчика будут звучать еще долго после спектакля: голос Виктории и звон колокольчика нежного послевоенного ребенка.


Наталья Бережнова

Добавить комментарий

Loading...
Top