Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > О ТОМ, КАК ВОЗРОЖДАЕТСЯ АРАЛЬСКОЕ МОРЕ, ИЛИ ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ НУЖНА СОЛЬ

О ТОМ, КАК ВОЗРОЖДАЕТСЯ АРАЛЬСКОЕ МОРЕ, ИЛИ ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ НУЖНА СОЛЬ

Казахстан

Путевые заметки

«Для кого-то это просто любопытство, а для кого–то – беда» – такими словами встретил меня пограничник в небольшом казахском городе Кызылорды, когда я сказала, что прилетела, чтобы съездить на Аральское море. История этого водного объекта, которое только называется морем, но считается огромным озером, действительно печальна, поскольку во времена Советского Союза оно стало быстро мелеть.

Кто-то винит в этом Узбекистан, который отбирал большую часть вод Амударьи и Сырдарьи для полива хлопковых полей, тем самым лишая Аральское море естественного притока воды. Кто-то главной причиной уменьшения водного зеркала Аральского моря называет уход воды под землю сквозь донные слои. Некоторые климатологи полагают, что это происходит процесс перетекания мелких озер, глубиной до 200 метров, в глубокие. И в случае с Аральским морем, его воды перетекают под землей в Каспийское море через открывшуюся перемычку.


После того, как Казахстан в году 2005 построил плотину, вода из Северного Аральского моря, которое находится на территории Казахстана, перестала стремительно перетекать в Южный Арал, расположенный на территории Узбекистана. И на сегодняшний день вернулась уже примерно на 23 километра, что, конечно, радует местных жителей, потому что вода – это возможность орошать землю, выращивать сельхозкультуры и ловить рыбу. В основном судака, сазана и камбалу.


Однако все равно большая часть когда-то полноводного и богатого рыбой Аральского моря – это суша. Чтобы добраться до воды, нам пришлось сначала почти шесть часов ехать из аэропорта Кызылорды до города Аральска, а потом еще два часа практически по бездорожью, точнее по дну бывшего моря, трястись на больших и мощных джипах. Местные жители говорят, легковая машина по этим дорогам попросту не пройдет.
Но поездка того стоит. В начале пути – бескрайняя степь, где вдоль дороги постоянно встречаются верблюды, лошади и бараны. Зелени практически нет, а вот небольшие кустарники и верблюжьи колючки, которыми питаются верблюды, встречаются постоянно. Потом спуск на обмелевшее дно Аральского моря, окруженное достаточно высокими изрезанными берегами. Мы двигаемся строго по накатанной машинами колее, созерцая вокруг абсолютно пустынный пейзаж.


И наконец, вот оно – снова живое Аральское море. Когда вода ушла, на дне остались стоять корабли. Говорят, зрелище было жуткое: гигантские рыболовецкие суда, которые когда-то стояли на рейде в воде, теперь оказались на песке. Постепенно местные жители и предприимчивые «дельцы» растащили с них все, чтобы можно было продать. Сейчас на дне Аральского моря остались ржавые остовы нескольких кораблей, уже практически полностью занесенных песком и заросших травой.
Кстати, в самом городе Аральске, где когда-то был порт, сейчас открыт небольшой музей, экспонатами которого являются два поднятых на берег корабля. А вокруг порта так и стоят ржавеющие портовые краны, некогда работавшие на погрузке-разгрузке кораблей. Местные жители уверены, что, как только государство выделит деньги и плотину поднимут на несколько метров, малый Арал еще больше поднимется. И подойдет в своим бывшим берегам еще на пару десятков километров.
Пока же у туристов, приезжающих в Аральск, есть уникальная возможность проехать по высохшему дну Аральского моря и даже в итоге искупаться в его солоноватой воде.


Без соли – ни туда и ни сюда.
Еще одной уникальной достопримечательностью Аральска являются его соляные озера. Их несколько, но два самых больших по площади и глубине находятся около поселка Жаксыкылыш в Аральском районе. На них-то и ведется добыча соли. Работы проводятся в буквальном смысле по индивидуальной технологии.


Добычу соли осуществляют с помощью двух комбайнов, построенных по уникальной, приспособленной только для данного месторождения технологии. Комбайн едет по рельсам, сбоку у него большая фреза, которая вырезает соляные пласты. В этой же машине проводится первичная промывка соли, после чего ее сразу грузят в вагоны. И отправляют на завод на переработку туда же в цеха. Там соль еще раз промывают, дробят, сортируют по размеру – порошок, то есть очень мелкая, нулевой помол и помол №1 – достаточно большие крупинки. После этого соль фасуют и отправляют покупателям. Там же на заводе фасуется и техническая соль, которая используется в нефтехимическом производстве и в коммунальном хозяйстве.


– У нас соль самосадочная, – объясняет президент компании «Аралтуз», которая занимается разработкой месторождения, Айдынбек Тауасаров. – Что это такое? После того как мы снимаем с поверхности пласт соли высотой около 80 сантиметров, остается рапа – это вода с очень высоким содержанием соли. В жаркую погоду вода выпаривается, остаются кристаллы соли. В год высота плотного соляного слоя растет примерно на два сантиметра вверх. Снова добывать соль на этом же месте рекомендуется через 30 – 40 лет, когда высота слоя восстановится. Или, как говорят специалисты, соль снова «созревает».
Цеха переработки, как и добыча соли, работают на заводе круглосуточно. При этом контролеры ОТК отбирают опытные образцы продукции на всех этапах производства. Лаборанты и химик проводят в лаборатории все необходимые анализы.
– У нас соль не содержит никаких добавок, за исключением допустимых ГОСТом и полезных для здоровья человека сопутствующих природных минералов – кальция и магния, – говорит Айдынбек Тауасаров. – Также мы по запросу покупателей добавляем в соль йод, когда делаем йодированную соль. Кстати, согласно исследованиям врачей, для организма человека наиболее полезна соль грубого помола, поскольку в ней сохраняется больше нужных микроэлементов.


Вообще же, по рекомендациям врачей, каждый человек должен ежедневно потреблять 5 грамм живой, то есть добавленной в пищу, соли, помимо той, что поступает в организм с готовыми продуктами, например хлебом и полуфабрикатами.
Недавно компания начала выпускать соляные брикеты для животных. Это кирпичики весом 4 и 5 кг, в центре которых сделано широкое отверстие. Такое соленое лакомство дают животным, коровам, лошадям, чтобы восполнять их солевой баланс.
Вместо послесловия. Почему еще надо ехать в Аральск.
Потому что там потрясающе гостеприимные люди и очень вкусная еда.

Мона Платонова.

Добавить комментарий

Loading...
Top