Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > НЕ ЭКСПЕРИМЕНТОМ ЕДИНЫМ

НЕ ЭКСПЕРИМЕНТОМ ЕДИНЫМ

Прошла традиционная осенняя пресс-конференция Российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска-2020»  

Отметившая в прошлом году 25-летие, премия на этот раз превзошла саму себя: эксперты драматического и музыкального театра отсмотрели более 1000 драматических, кукольных и музыкальных спектаклей по всей стране, «заглядывая» с такие отдаленные уголки нашей родины, как Курган и Южно-Сахалинск, где, по мнению экспертов, тоже нашлись достойные номинанты на премию. Цифры действительно впечатляют, как и географический охват театральной жизни страны. Присутствующий на пресс-конференции глава департамента культуры Москвы сообщил, что год театра город проводит активно: 300 прошедших и будущих премьер! А Мария Ревякина добавила, что российский театр сейчас вообще на подъеме, причем появилось много независимых театральных коллективов! Заключительная церемония состоится 15 апреля в Зале «Зарядье».

Представление прессе шорт-листов вызвало немало вопросов, ведь, например, столичных спектаклей, на которые активно ходит театральная публика, практически не оказалось. Снова в списках два спектакля Гоголь-центра – «Барокко» Кирилла Серебренникова и «Спасти орхидею» Владислава Наставшева. Единственный спектакль МХТ им. Чехова – «Сережа» Дмитрия Крымова. Анатолий Белый, прекрасно сыгравший Каренина, выдвинут на премию в номинации «лучшая мужская роль». А на «лучшую женскую роль» – его партнерша Мария Смольникова – Анна Каренина. В списке спектаклей малой формы присутствуют Мастерская Дмитрия Брусникина с «Зарницей» и Театр. Док с постановкой «28 дней».  И это все. Как будто не было интересных спектаклей в Театре им. Евг. Вахтангова, Театре им. Вл. Маяковского, «Мастерской Петра Фоменко», том же МХТ им. Чехова или РАМТе. Не было выдающейся работы Владимира Машкова в «Матросской тишине»…

Кажется, этому есть объяснение. В экспертном совете на этот раз были дебютанты на этом поприще. Возглавила его маститая Дина Годер, которая очень сильно хвалила молодежь. Но могут ли вкусы юных критиков, голоса которых должны определить достойных претендентов на национальную премию, быть истиной в последней инстанции. В конце концов театр существует для всех групп населения. Дина Годер говорила, что наблюдается необыкновенный расцвет российского театра, при этом акцент в своем выборе эксперты делали на эксперимент, кросс-жанровость. Например, есть спектакль одного актера для одного зрителя, несколько спектаклей-инсталляций, аудио представлений в шлемах и так далее. Все это очень интересно, конечно. Хотелось бы на фестивале весной увидеть и традиционные работы больших режиссеров и актеров, но жюри придется выбирать лучшее среди театрального экстрима.

Ни одна «Золотая маска» не обходится без хоть маленького, но скандала. В который раз под раздачу попал Константин Богомолов. Многих журналистов удивило отсутствие в конкурсном списке его спектакля «Слава» в БДТ им. Товстоногова. В кои-то веки режиссер сделал «нормальный» спектакль без своих фирменных «приемов». Но вот ужас-то: пьеса Виктора Гусева, написанная в 1936 году, прославляет проклятого вождя. Спектакль большого стиля с потрясающими актерскими работами «Золотая маска» успешно возит по городам и весям, но, по мнению Дины Годер, выставлять его на премию не этично. Вот объяснение: «В этом спектакле, на наш взгляд, разумеется, есть двусмысленность. Это берётся пьеса популярная в сталинские годы и ставившаяся тогда, в общем, как прославление образа жизни такого, как разговор о героизме советских людей и личной жизни, которая подчинена этому героизму, патриотизму и т. д. В тот момент это была абсолютно лакировочная история и Виктор Гусев -известный драматург, тогда популярный, которого потом не очень ставили. Сейчас к нему возвращаются. Вот конкретно этот спектакль Богомолова, пытается вернуть, как будто бы счистить весь налёт идеологии и ставить его, как будто это просто пьеса про то, какие прекрасные были люди, и как они прекрасно жили в 37 году. Нам кажется, что с этой пьесы это невозможно счистить – это заложено внутри. И если мы смотрим на неё простодушным взглядом, говоря: -Действительно, как же было чудесно. Действительно, как говорит там прекрасная актриса Нина Усатова: – Ну, а что? Сталин – сын трудового народа, а я его дочь». И зал аплодирует в этот момент. Если мы будем так же к этому прямо относиться, то, значит, мы ну, как бы, совсем с чувством вне этики».

Ирина ШВЕДОВА.

Фото из открытых источников.

Добавить комментарий

Loading...
Top