Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ВАЖНО НАЧИНАТЬ ВОСПИТЫВАТЬ ЗРИТЕЛЯ, КАК И ЧИТАТЕЛЯ, КАК МОЖНО РАНЬШЕ

ВАЖНО НАЧИНАТЬ ВОСПИТЫВАТЬ ЗРИТЕЛЯ, КАК И ЧИТАТЕЛЯ, КАК МОЖНО РАНЬШЕ

Российский режиссер и сценарист Артем Темников работает в кинематографе с конца 90-х годов. Он известен зрителям по работам, «No comment», «Гималайское притяжение», «Я не умею быть слабой» и др. Вместе с ним на съемочной площадке работали Александр Новин, Евгений Миронов и другие. Кроме того Артем Темников работал преподавателем в Институте МАСС МЕДИА Московского Государственного Университета Культуры и Искусств. В ноябре на экраны кинотеатров выходит его новая киноработа – российская драма «Кровь». О творчестве и современном кинематографе – наше эксклюзивное интервью с Артемом Темниковым.

– Артем, вы начинали творческий путь в кино, заявив о себе как режиссер-документалист. Что сложнее снять – игровую картину или документальную? И что вам ближе?
– Сложно сделать хорошую картину, а документальная она или игровая, не главное. Документальный фильм Говорухина «Россия, которую мы потеряли» шел в кинозале «Россия» и по всей стране при аншлаге, а документальный фильм Майкла Мура о коррупции американской элиты и связях семьи Бушей с семьей Бен Ладена «Фаренгейт 9/11» получил в Каннах «Золотую ветвь».
Я окончил курс режиссеров игрового кино, но в 90-е годы, когда СССР распался, развалилось все, в том числе кинопроизводство. Не только вчерашние студенты, но и наши мастера никому оказались не нужны. Работы в кино практически не было, только телевидение оставалось на плаву. Там большинство выпускников творческих вузов и получало работу. До катастрофы 90-х один только Мосфильм производил по 80 – 90 фильмов в год. Получив 80 – 90 миллионов рублей на кинопроизводство только одна эта советская суперстудия с проката, возвращала в казну в 2 -3 раза больше взятого.

Режиссер на озвучании фильма “Кровь”

А со второй половины 90-х годов Мосфильм снимал по нескольку картин в год, и то о большинстве этих фильмов даже их создатели предпочитают не вспоминать. Они в большинстве своем были далеки от искусства, это была эпоха чернухи, пришедшая вместе с рынком. Посмотреть хорошее кино тогда можно было только в паре кинотеатров, И, находившимся далеко от метро и в КИНОЦЕНТРЕ, где в разных залах Музея кино, можно было смотреть шедевры отечественного и мирового кинематографа. Потом здание продали каким-то нуворишам и как говорят, переименовали Киноцентр в честь одного из них, Соловьем. Разместили там казино, но продолжали показывать там, наряду с блокбастерами и хорошие авторские фильмы. Именно у этого культурного очага в центре Москвы, самого большого киноцентра в Европе согревались москвичи и гости столицы.
Там после просмотров хороших фильмов в юных головах зарождаются мысли стать режиссерами, сценаристами, операторами и снимать свое кино. Но вот именно сейчас, несмотря на несогласие, подписавших петицию против сноса Киноцентра сотен тысяч москвичей, негодование Министерства Культуры, новый собственник здания принял решение снести Киноцентр.
Начиная с 15 ноября его закрывают. Это очень печальная новость. Я все еще продолжаю надеяться, что городские власти и Минкульт этого не допустят. Ведь это будет сильный удар по культуре нашей столицы. Киноцентры в Париже, Берлине, Брюсселе, Москве, в центрах городов, с удобной транспортной доступностью, выполняют свою культурную миссию и нельзя давать возможность купившим их предпринимателям их разрушать. Наблюдать за его сносом будет так же ужасно, как смотреть на то, как крушили культурные ценности в Сирии и Ираке новые варвары. Ведь это наша с вами культура. Ее и так становится все меньше и нужно ее сохранять. Воспитанные на одних киноаттракционах люди и будут делать одни аттракционы, и искать в жизни одних только развлечений.

Перед съемкой с актерами Е.Сидихиным и Ю.Николаенко

– Полностью с вами согласна. А вот если бы вы снимали фильм о современном зрителе, то каким бы мы увидели его по ту сторону экрана?
– Если это бы был документальный фильм, то я бы предпочел выбрать в герои маленьких зрителей, которые еще учатся думать и созерцать, впитывают в себя все то, что им рассказывают и показывают взрослые. Не только лучшее из мира взрослых, но тем и интересней результат соревнования за их души. Кем они станут, какое кино и литературу будут читать, какую музыку слушать, когда вырастут. Важно начинать воспитывать зрителя, как и читателя, как можно раньше, чтобы читатели продолжали читать не только желтые страницы, а зрители без ведра попкорна смотреть серьезные фильмы.
– В художественных картинах вы обращаетесь к поиску ответов на волнующие человечество вечные вопросы: о любви, верности, родственных связях. Почему эти темы?
– Вы сами сказали, что это вечные вопросы, они всегда волновали людей. Любовь и смерть, верность и предательство, родственные связи, взросление, поиск своего пути. Эти темы созданы для того, чтобы поднимать их в искусстве.
– Скоро на экраны выходит ваша картина «Кровь» и вновь – вечные вопросы бытия. Сегодня родственные отношения портятся из-за земных, порой меркантильных интересов. Для вас самого семья, родная кровь – что значат в жизни?
– Фильм «Кровь» снят по сценарию, написанному мной и автором повести «Июльское утро» Валерием Былинским по мотивам его же повести, которая, как позже и фильм, была отмечена несколькими престижными призами. В фильме рассказана история двух братьев, родом с востока Украины, ищущих счастья в Москве, но нигде не находящие его, нигде кроме той земли, где прошло их детство, в старом доме детства, да и то не на долго. Не смотря на то, что в основе произведения канва древнего мифа, вошедшего во все аврамические религии, сама история современна, и даже отчасти личная, как для меня, так и для автора повести.
– И вопрос вдогонку: что заставило вас обратиться к этой вообще-то библейской теме Каина и Авеля?
– Пространство мифа позволяет заглянуть в детство человечества, посмотреть на наши взаимоотношения глазами незамутненными последующими наслоениями, которые возвела цивилизация и мораль последующих веков. А притча о Каине и Авеле опять актуальна в наше разобщенное время, когда все чаще братья забывают о том, кто они есть друг для друга и думают лишь о том, как преуспеть в мире, где опять в цене другие, довольно примитивные ценности. Ну, а одной из задач искусства является напоминание о том, что истинное, а что наносное, в любую эпоху. Надеюсь, что и после просмотра нашего фильма у зрителя возникнут вопросы, над которыми он задумается, выходя из зала.

Нина ДОНСКИХ.

Добавить комментарий

Loading...
Top