Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > БЮДЖЕТ-2019: ТАКОГО НЕ БЫЛО НИКОГДА. БЕЗ ВСЯКИХ «ОПЯТЬ»

БЮДЖЕТ-2019: ТАКОГО НЕ БЫЛО НИКОГДА. БЕЗ ВСЯКИХ «ОПЯТЬ»

Изменения действующего бюджета-2019 провоцируют состояние уныния даже у циничных журналистов-профильников. Сформировалась устойчивая тенденция роста неисполнения бюджета, снижения экономического роста и доходов населения в России. Таких показателей неисполнения бюджета еще не было.

Главный вопрос к бюджету об упорстве проведения бюджетного правила свелся к уточнению: почему Россия выполняет указания МВФ? Однако на пленарном заседании в среду за два часа дискуссии по первому чтению бюджета-2019 аббревиатура «МВФ» не прозвучала ни разу. Для Думы это все равно что поминать всуе сатану.

«Этот законопроект подтверждает правильность курса правительства и парламента на финансовую макроэкономическую стабильность. Сегодня мы возвращаемся к бюджету не для того, чтобы его секвестировать, а для того, чтобы добавить», – единоросс Андрей Исаев считает данный факт достижением по сравнению с концом прошлого века. Тогда Россия получала транши МВФ и была обязана выполнять его рекомендации, а бюджет секвестировался.

Вслед за появлением и ростом доходов через МВФ России спустили принудительный автоматический секвестр в форме бюджетного правила с отсечением нефтегазовых доходов выше заданного предела.

Доходы все равно растут, причем необъяснимо. Например, прибыль предприятий падает, а налог на нее растет. Чтобы нивелировать рост доходов, придумали множество ухищрений. В частности правила исполнения бюджета так выстроены, что довести строительство до результата практически невозможно.

Не зря тот же Исаев вспомнил ленинскую формулу: по форме все правильно, а по существу издевательство.

Единоросс представляет конкретный регион — Удмуртская Республика. В этом году регион получил 50% средств на строительство школы. Школа построена на 50%. Регион выпал из формулы и продолжения строительства не будет. То есть мы с вами осознанно омертвляем средства.

Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин на сей счет придерживается иного мнения.

Представляя Думе заключение Счетной палаты, Кудрин сказал, что расходы бюджета вырастут на 196 миллиардов рублей и существенных изменений в структуре расходов не произойдет. Но на 1 ноября исполнение расходов составило 71%. Осталось два месяца, из федерального бюджета должно быть потрачено 29%. За ноябрь-декабрь придется израсходовать 5,7 триллиона рублей. Такого масштаба еще не было, это почти на триллион больше, чем за те же два месяца прошлого года.

Уровень неисполнения расходов ежегодно наращивался. Если в 2016 году было всего 220 миллиардов. В 2018 — 778 миллиардов. В этом году мы ожидаем около триллиона.

Председатель СП не может сказать, что у нас слишком много денег и поэтому мы не можем их потратить. За последние три года расходы уменьшились на 3% ВВП и не можем потратить даже сокращенные расходы в размере 1% ВВП.

По словам главы Минфина Антона Силуанова, будет потрачено 18,5 триллиона рублей, это примерно 17,1% ВВП. По законопроекту это на процент выше, чем факт прошлого года. Если добавить переходящие остатки, за счет которых будут осуществлены расходы, которые не учтены в основных параметрах, получилось бы 17,8% ВВП. Но если отнять триллион, который не будет выполнен, это примерно 16,8 триллиона рублей. То есть в процентах к ВВП меньше, чем в 2017 или в 2016 году.

«Это, конечно, не потому что денег много и мы не можем потратить, это из-за, я считаю, некачественного государственного управления», – Кудрин поставил диагноз правительству и предложил «очень серьезно на это обратить внимание».

«Мы пришли к тому уровню, когда государственное управление, его характер и качество стали препятствием реальному исполнению многих обязательств государства и поддержки бизнеса и активности в экономике», – сказал Кудрин. Обещал, что Счетная палата по итогам года назовет конкретно, кто и как причастен, или виновен, или несет ответственность, за такое неответственное, неэффективное использование средств.

Изменив положение, Кудрин набросился на бюджетную политику, им же заложенную.

Силуанов ответил: «Неисполнения – это следствие и более жесткого контроля по отношению к деньгам, которые предусмотрены в бюджете, потому что если раньше хорошее исполнение достигалось чем? Авансы — предприятиям, авансы — учреждениям, и вроде бы бюджет исполнен. Бюджет исполнен, в бюджете нет денег, все деньги направлены на счета в коммерческих банках коммерческих организаций. Такое нам исполнение нужно? Да нет. Нам нужны, естественно, объекты, нам нужны новые мощности, нам нужны новые школы, больницы и так далее».

Как мне кажется, неправы оба и оба четко знают подоплеки и причины. Недострой тоже неуклонно растет. Самое главное в моем понимании, что говорить о некачественном управлении неправомерно. Управление и планирование на таком уровне качества, какого не было в советское время.

Дискуссия в Думе пошла другим руслом.

Коммунист Вера Ганзя заявила, что сосредоточение громадных средств в резервах в рамках бюджетного правила это 40% от доходов бюджета становится опасным для экономики страны. Идет искусственное сдерживание расходов, потребительский спрос не растет, экономика в стагнации, об этом говорит темп роста ВВП менее 1%. Дополнительных нефтегазовых доходов 2,8 триллиона, а расходы увеличились всего на 195 миллиардов рублей. Кубышка переполнена, деньги выведены из экономики страны. Уровень монетизации экономики в России 43%, в Германии – 89, а в Китае – 198.

Депутат Ганзя попросила сказать, почему Минфин не отказывается от бюджетного правила, препятствующего развитию экономики страны? Правительство при таком качестве управления надо просто менять

Силуанов принялся оправдываться: кубышка наполняется уже меньшими темпами, но нам все равно необходимо иметь такую кубышку как стране, зависимой от экспорта нефти и газа. В следующем году за счет Фонда национального благосостояния мы будем уже инвестировать средства для поддержки экономики.

Кудрин подтвердил, качество государственного управления реально сегодня низкое, что сказывается и на экономике, и на темпах роста. А судьбу правительства должны определять президент и парламент, в соответствии со своими полномочиями.

Председатель Вячеслав Володин искусно перевел стрелки. За революции, которые были у нас в 1917 и 1991, тоже надо нести ответственность. КПСС отказалась от того курса, который взяли.

«Верил партии КПСС, что она нас приведет к коммунизму. А, оказалось, привела к большим проблемам и отказу от построения коммунизма», – парировал председатель реплики из зала верного коммуниста Николая Харитонова.

Поскольку Ганзя, как и все думские коммунисты, ставит в пример Китай, Володин напомнил, что в Китае пенсию не платят, у нас платят. Там обязанность детей заботиться о родителях.

Есть и такой вопрос, о котором предпочитают в Думе умалчивать. Китай получает ресурсы из России, нефть и электроэнергию, по таким заниженным ценам, что называть их неприлично.

Депутат ЛДПР Сергей Катасонов начал с того, что сегодня невозможно повлиять на 2019 год поправками, идеями, концепциями развития. Мы видим, с чем пришло правительство: на 30 копеек изменился курс рубля, на 1 доллар 20 центов изменилась цена барреля, изменилась существенно цена на газ. В бюджете не досчитались четырехсот миллиардов рублей, это изменение курса, изменение цены на нефть и на газ. Отчасти скомпенсировано ростом ненефтегазовых доходов. Двести миллиардов получили из другого сектора. В Пенсионный фонд добавляется порядка пятидесяти миллиардов, это позволит пройти пик январских праздников.

Катасонов обратил внимание правительства, что потери по нефтегазовой сфере, это последствия налогового маневра.

Депутат объяснил падение возвратом акцизов нефтеперерабатывающим предприятиям для удержания внутренних цен на топливо.

Снижается инфляция с 4,3 до 3,8%. У Катасонова вопрос: почему у нас стоит ключевая ставка? Сегодня в реальном секторе кредит порядка 12%. Где у нас отрасли с рентабельностью 12-15% ключевая ставка плюс маржа? Строительство 5%, машиностроение и станкостроение 3%. В России ключевая ставка запретительная, в Европе отрицательная.

Эсер Александр Ремезков сказал, что уточнение параметров бюджета на 2019 год по сути подведение итогов результативности используемых правительством инструментов экономической и бюджетной политики. Очевидно, предпосылок для роста экономики нет. Сохранен низкий уровень ВВП в размере 1,3%, понижен прогноз по таким ключевым показателям, как инвестиции в основной капитал с 3,1 до 2%, рост реальных располагаемых денежных доходов населения с 1-го до 0,1%. Это показатели, которые должны были быть драйверами роста экономики. Увеличение ненефтегазовых доходов произошло не столько за счет роста экономики, сколько в большей степени за счет внутреннего НДС и доходов, полученных от размещения свободных остатков на едином счете казначейства. За 9 месяцев 2019 года расходы в целом исполнены на 63% и это самый низкий показатель за последние девять лет, а по нацпроектам в первом году их исполнение всего лишь 52%.

Несмотря на исполнение госпрограмм всего лишь на 63%, на них еще выделяется дополнительно 183 миллиарда.

Ремезков подчеркнул, что самое большое увеличение 161 миллиард пойдет на имущественный взнос госкорпорации ВЭБ, в которой исполнение расходов за девять месяцев этого года всего 16%. Очевидно, средства до конца года зависнут на банковских счетах, принося доход корпорации.

По данным Счетной палаты общий объем временно свободных средств госкомпаний и госкорпораций на 1 октября 2019 года составил 187 миллиардов, а доходы от их размещения на депозитах всего около 6-ти, это примерно доходность около 3% годовых, что даже ниже уровня инфляции. По логике кто-то из чиновников должен быть наказан, но все наоборот, сохраняется финансирование материальной мотивации госслужащих в сумме 143 миллиарда рублей.

По социальным программам расходы сокращаются. Эсер предупредил, околонулевой рост доходов населения не позволит продвинуться в борьбе с бедностью без дополнительных мер социальной поддержки. Сохранение модели экономической стабилизации консервирует решение назревших проблем, которые так и остались нерешенными в 2019 году и, очевидно, еще не раз перейдут на следующий финансовый год.

Какая здесь может быть другая логика, кроме очевидных целей внешнего управления? Если бюджет прошел в Думе относительно спокойно, то на правительственном законопроекте первого чтения о форме отчета госкорпораций депутаты оттянулись.

Документ подготовлен Минэком и внесен под названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части наделения Правительства РФ полномочием на утверждение требований к форме и содержанию годовых отчетов о выполнении программ деятельности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний»

Возмутили слова Оксаны Тарасенко в роли замминистра экономического развития. Отвечая на депутатские озабоченности, она беспечно поведала, что зарплату и KPI в госкорпорациях устанавливают их наблюдательные советы. Минэк не влияет.

Депутат КПРФ Алексей Куринный сообщил, что эти наблюдательные советы выписывают своим топ-менеджерам колоссальные, раздражающие, откровенно бесящие наших граждан премии и зарплаты по два-три миллиона в день, причем непонятно за что.

Координатор КПРФ Николай Коломейцев добавил: за прошлый год 98 ПАО начислили себе 33,2 триллиона дивидендов. Минэк предложил господина Сердюкова утвердить на авиастроительную корпорацию. Как только его утвердили, Вертолетный завод в Ростове-на-Дону в Арсеньево резко сокращает численность и предполагается объединение двух марок вертолетов- “Ми” и “Ка”, что, в принципе, убивает вертолетостроение.

Продолжил тот же Куринный: государственные корпорации и ПАО на своих счетах продержали 186 миллиардов, никуда их не вкладывали. Они работают внутри себя, государство в государстве получается. В Роснефти, 7 из 11 членов Совета директоров – иностранные граждане. Иностранные граждане в стратегическом предприятии. С какой стати они туда попали?

 «Что уж мы себя обманываем? Корпорации под названием “отдельные коммерческие Ватиканы” внутри Российской Федерации, в которые собрались счастливцы наших дней и прекрасно себе зарабатывают дивиденды, зарплаты, а весь остальной народ будет внимательно слушать о том, как черные вороны кружат у наших границ, как Запад и Америка мешают нам развиваться. При этом все наши крупнейшие олигархи и нефтяные компании за последние годы стали богаче на 10%. А так в принципе экономическая ситуация в мире очень сложная. Ну, граждане должны будут понять», – депутат ЛДПР Александр Шерин подвел черту.

На мой взгляд, граждане не должны такое понимать. Понимание означает по факту согласие с недопустимым.

Лев МОСКОВКИН

Добавить комментарий

Loading...
Top