Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > НЕДЕТСКИЕ «ШАЛОСТИ»

НЕДЕТСКИЕ «ШАЛОСТИ»

«Каждый важен»

89% педагогов сталкивались с проявлениями буллинга (ред. – травли) среди учащихся в образовательных учреждениях, где они работают.

Такие результаты были получены в ходе апробации антибуллинговой программы «Каждый важен», которая проводилась в течение 6 месяцев 2019 года в образовательных организациях 37 регионов РФ.
«С учетом полученных результатов проект «Каждый важен» в ноябре получил положительную экспертную оценку. Это говорит о том, что проблема эта действительно острая, и она требует решения, которое будет устраивать и систему образования, и родителей. Разрабатывая программу, мы активно использовали опыт наших отечественных партнеров и международных организаций. В ближайшее время мы выйдем на контакт с Сектором социальных наук ЮНЕСКО, чтобы получить помимо российской экспертной оценки еще и мнение экспертов международного уровня», – сообщила исполнительный директор Федерального научно-методического центра в области психологии и педагогики толерантности (основного разработчика программы «Каждый важен») Елена Проничева, выступая на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС.
Как особо подчеркнула Елена Проничева, все желающие педагоги смогут пройти обучение бесплатно и дистанционно (через специальный интернет-ресурс). Программа будет включать в себя 8 интерактивных подпрограмм с мультимедийным контентом, фильмами, учебными пособиями. Все эти материалы направленны на повышение квалификации педагога и предотвращение агрессивного поведения учащихся.
«Каждый раз, когда некоторые явления мы называем «заморским» словом, то как-то становится легче на сердце: скажем «буллинг» – ну, где-то он там, далеко, где-то в других странах… А скажешь «травля», и сразу чувствуется что-то наше, российское, родное… Сегодня буллинг в самых разных формах и травля являются одной самых тяжелейших ситуаций, которые могут достать каждого ребенка, каждого учителя», – убежден член президиума Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Асмолов.
Зачастую как средство давления на «жертву» используются различные кибер-технологии (интернет, соцсети и т.д.). Уже вошло в обиход даже такое понятие «кибер-буллинг». Но виновен в буллинге, по мнению Александра Асмолова, не интернет как коммуникативная сеть, а те установки, которые формируются в обществе: «Буллинг жестко связан с ростом агрессии поведения в целом. (…) Когда мы критикуем интернет за наличие буллинга, мы действуем по старой формуле: вот взять все книги бы да сжечь».


Как отметил директор Федерального института развития образования РАНХиГС Максим Дулинов, приходится, к сожалению, констатировать, что на сегодняшний день в российских школах не ведется системная анти-буллинговая работа: «Первая причина этого то, что мы зачастую не признаем буллинг как явление существующее: мы привыкли это называть детскими шалостями. Поэтому нет внятной позиции системы образования по этой проблеме».
Как напомнил заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко, в законе «Об образовании» (ФЗ № 273) был заложен механизм, который мог бы стать эффективным средством борьбы и профилактики этого негативного явления, но пока этот механизм находится в «спящем режиме»: «В законе говорится о таком институте, как Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Чтобы этот механизм стал более действенным, мы с Министерством просвещения подготовили специальное положение, которое включает дополнительный методический материал для наших образовательных организаций».
Конечно, ни это положение Министерства просвещения, ни программа «Каждый важен», к сожалению, не станут панацеей от всех бед, но хочется надеется на то, что все эти меры создадут «кумулятивный эффект», который позволит хотя бы минимизировать количество подобных случаев.

Сергей ИШКОВ.

Добавить комментарий

Loading...
Top