Вы здесь
Главная > #СМОТРИ/СЛУШАЙ > КАРТИНА СВЕТЛОЙ РАДОСТИ: «РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ВЕРТЕП» СНОВА В «ЗАРЯДЬЕ»

КАРТИНА СВЕТЛОЙ РАДОСТИ: «РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ВЕРТЕП» СНОВА В «ЗАРЯДЬЕ»

Карманов

Святки — основной зимний праздник на Руси. Он начинается в Рождественский cочельник (6 января) и продолжается до Крещения (19 января). Время веселья, народных забав, гаданий и, конечно же, посещения театральных спектаклей, которых в это время в столице великое множество. Волшебным музыкальным подарком для искушенного хорошей музыкой зрителя станет «Рождественский вертеп» Павла Карманова. Эту музыкальную мистерию с новым художественным переосмыслением рождественской народной драмы «Смерть царя Ирода» можно увидеть в концертном зале «Зарядье» 11 января. Накануне спектакля наш корреспондент встретилась с композитором-минималистом, автором музыкальной постановки « Рождественский вертеп» Павлом Кармановым.

– Павел, в начале этого года в киноконцертном зале «Зарядье» публике предстала новая версия рождественской мистерии «Вертеп». И вот в начале следующего года – новая постановка. Что-то принципиально изменилось именно в части сочинения, добавляли вы что-то новое?
– Основная канва сохранена. В этот раз я намерен в большей степени задействовать возможности рок-группы. Здесь нужно отметить, что я с детских лет влюблен в творчество группы «Пинк Флойд» (на днях играю музыку группы в составе оркестра «Новая Россия», на клавишных). Всю жизнь я иду к этому саунду, из альбома «Стена». Когда «Пинк Флойд» приезжал в Москву в 1980 году, я был в армии и, выдергивая сваи из болота, очень страдал, что не могу там быть. Теперь я привношу элементы величественного рок-саунда в Вертеп, дописываю партии бас-гитары, гитары и барабанов в некоторые номера.
– Подобно Максу Рихтеру, который переделал Вивальди, и эта пластинка в чартах iTunes находилась много лет, «Рождественский вертеп» – это современный рерайт?
– Надо отметить, что я Вертеп создал в 2002 году, когда коллега еще и не помышлял о рерайтах. Да, это благодатный жанр с точки зрения аутентичности и одновременно современности. Макс Рихтер произвел скальпирования и усекновения с музыкой Вивальди, что, как мне кажется, кощунственно. Я же в Вертепе никоим образом не изменил народного текста в фиксации ансамбля «Сирин», а написал музыку «вокруг» цитируемого источника, но в своем стиле. Просто в нашей стране в то время было сложно, во всех смыслах. И Вертеп, премьера которого состоялась в Зале Чайковского в 2002 году только благодаря помощи Татьяны Гринденко (советская и российская скрипачка, народная артистка Российской Федерации. – Н. Д.), сразу лег на полку. Как многие мои проекты. Слава Богу, наступают иные времена, заинтересованные лица наконец стали заинтересовываться. Не прошло и 20 лет…
– Эту постановку можно назвать авангардистской. Или это какой-то другой жанр?
– Я, знаете ли, имею довольно-таки опосредованное отношение к авангарду. Не чураясь его, я все-таки им не обеспокоен.
Жанр Вертепа – это world music с применением минималистских приемов и техник.
– Кто стал участником новой постановки?
– В прошлом сезоне у нас сложился наилучший состав для исполнения этого опуса. С привлечением оркестра «Персимфанс» все встало на свои места. Ансамбль «Сирин» – во главе угла. Все участники этих коллективов – большие ансамбли без дирижера. Пазл сложился.
– В одном из интервью вы сказали, что не любите в этом спектакле аплодисменты. Почему?
– Вообще действительно мечтаю о форме концерта, при которой после музыки не происходит разрушения старательно создаваемой автором атмосферы. Но именно в этом спектакле внушительный аплодайз просто неминуем, так как мы не оставляем шанса публике остаться равнодушной. Плясать будут все, как мне кажется, надеюсь не звучать самонадеянно.
– История династии царя Ирода – это хороший рождественский урок для каждого из нас. Печальный урок о том, как человек отверг Бога и возлюбил материальное паче небесного… Какая это извечная и актуальная для нашего времени тема. И все же – почему именно царь Ирод стал героем вашего произведения? Или в спектакле другой герой?
– Ирод никакой не герой и быть им не может в моем понимании, я, знаете ли, недостаточно авангарден. Наш герой – публика, люди. Мы единимся в порыве. Это единение и есть главный герой. А о настоящем главном герое всуе не говорят.


– Что для вас, композитора Павла Карманова, означает Новый год? Можно ли ожидать другие проекты, основанные на духовном музыкальном материале?
– Новый год – главный праздник для меня вкупе с Рождеством. У меня много новогодних поделок. Это же как будто корпоратив. В эти дни по миру идут мои исполнения, и это отрадно. Вот легендарная Студия новой музыки в начале января готовит программу с моим участием.

Нина ДОНСКИХ.

Добавить комментарий

Loading...
Top