Вы здесь
Главная > ОБО ВСЕМ > #ОБРАЗОВАНИЕ > ШКОЛА СТАРШЕКЛАССНИКА ИЛИ РЫВОК МОСКОВСКОЙ ШКОЛЫ В PISA

ШКОЛА СТАРШЕКЛАССНИКА ИЛИ РЫВОК МОСКОВСКОЙ ШКОЛЫ В PISA

Школа старшеклассника и старшая школа! Эти словосочетания, хотя и очень похожи, имеют разное значение. Старшая школа – это верхняя ступень среднего общего образования, то есть обучение в 9-11 классах. Школа старшеклассника – это проект предпрофессионального образования, который реализуется в Москве на базе трех столичных учебных заведений: школы №2097, школа №1560 «Лидер» и школы №1502. Он объединяет в одном здании предпрофессиональные классы, создавая для учащихся комфортные условия обучения.

– Мы вступили в проект «школа старшеклассников» в прошлом году. И стали практически первыми, кто начал активную его реализацию, – рассказывает директор школы №2097 Галина Пискарева. – Один из наших учебных корпусов был отремонтирован. Наряду с традиционными классами там появились лекционные аудитории, лаборатории, которые оснастили самым новейшим оборудованием, чтобы ребята могли проводить исследования и эксперименты, всерьез заниматься наукой, прямо как вузе. В этот корпус мы перевели инженерные, медицинские и академические 10-11 классы, а также 8-9-е классы, которые в дальнейшем войдут в профиль. В этом году в школе старшеклассников появился еще и IT-класс. Сейчас в нашей школе 16 профильных классов.

В чем же отличие Школы старшеклассника от обычной старшей школы? Проект позволяет, во-первых, действительно сосредоточить в одном месте несколько профильных классов, которые смогут заниматься в высокотехнологичных лабораториях. А, во-вторых, дает каждому ученику возможность составить свой индивидуальный план обучения. Например, в инженерном классе кто-то может выбирать больше уроков информатики в неделю, чем заложено в обычной программе, кто-то больше уроков физики, кто-то больше математики. На основании этих запросов из всего потока десятых или одиннадцатых классов формируются группы, в которых ребята углубленно занимаются интересующими их дисциплинами. А по «непрофильным» предметам, например, географии, литературе или истории, уроки могут проводиться в лекционном формате.

На данный момент в школу старшеклассника включены медицинские, инженерные, академические и ИТ-классы. Для обучения в медицинском профиле в школах оборудованы цифровые лаборатории, приобретены наборы для изучения телемедицины, интерактивные анатомические столы. С их помощью ребята учатся оказывать первую медицинскую помощь, проводить лабораторные анализы и ухаживать за маломобильными пациентами. Для ИТ-классов закуплены мощные компьютерные комплексы для изучения моделирования, прототипирования, 3D-программирования, робототехники.

– У нас в школе старшеклассника занимаются предпрофессиональные инженерные, медицинские классы, а также IT-классы, – говорит директор школы №1560 Татьяна Цуркан. – Кроме основной программы обучения будущие медики осваивают дополнительные программы «Шаг в медицину» и «Микробиология». Учащиеся инженерных классов занимаются робототехникой, моделированием, прототипированием и 3D-моделированием. Интересные дизайнерские решения и использование больших раздвижных панелей позволяют превратить коридоры и открытые рекреации в трансформируемые образовательные пространства, где можно проводить занятия в больших и малых группах.

Сейчас в школах старшеклассников учатся десяти- и одиннадцатиклассники. Полученные в школе знания юные медики, инженеры, айтишники могут продемонстрировать на предпрофессиональном экзамене, который принимают преподаватели вузов. Такой экзамен состоит из теоретической и практической частей, которую, кстати, сдают в вузах. За экзамен выпускники школ получают дополнительные баллы, которые пригодятся им при поступлении.
Перспективы у этого проекта очень большие. В ближайшем будущем такие школы, во-первых, появятся в каждом районе столицы, а, во-вторых, учеников в них станет больше за счет включения в проект восьмых и девятых классов. Кроме того, у ребят раньше появится возможность выбрать будущую профессию, углубленно изучить предметы школьной программы и серьезно перестроить свою учебную жизнь на «предвузовский лад».

Как стало известно

Сегодня стало известно, что школы Москвы существенно улучшили свои показатели в исследовании PISA, которое проводилось в прошлом году. И это улучшение произошло по всем трем направлениям (читательская, математическая и естественно-научная грамотность).

PISA – крупнейшая международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment), которая реализуется под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Исследование проводится циклами раз в три года среди 15-летних школьников по всему миру. Помимо межстранового исследования PISA проводятся исследования по отдельным городам и регионам.

В исследовании 2018 года приняли участие более 7 тысяч учащихся из 151 школы Москвы, отобранные методом случайной выборки. По читательской грамотности результаты московских школьников выросли до 534 баллов по сравнению с 519 баллами в исследовании 2016 года. В сравнении с результатами стран, принимавших участие в исследовании PISA, Москва переместилась с шестого на третье место, обойдя Канаду, Финляндию и Ирландию. По навыкам работы с информацией 15-летних москвичей опережают только школьники из Сингапура и четырех китайских провинций (Пекин, Шанхай, Цзянсу и Гуандун).
По математической грамотности результат школ Москвы вырос с 531 до 534 баллов, что позволило ей войти в пятерку мировых лидеров. Более высокие результаты продемонстрировали только школьники из Сингапура и китайских провинций, а своих сверстников из таких стран, как Япония, Нидерланды, Финляндия и Канада московские школьники в математической грамотности опередили.

Существенный подъем наблюдается и по направлению естественно-научной грамотности: благодаря росту баллов с 513 до 528 Москва переместилась с 12 на 6 место, обойдя Финляндию, Республику Корея, Канаду, Тайвань и Великобританию. Лучший результат только у школьников из китайских провинций, Сингапура, Эстонии и Японии.

– Я надеюсь, что это исследование и остальные независимые результаты, которые говорят о росте качества образования в Москве, поставят окончательную точку в обсуждении, правильно ли была проведена модернизация школьного образования. Базовое условие, которое позволило достичь улучшения результатов, – это выработанная еще в 2011 году стратегия, направленная на то, чтобы не создавать отдельные сильные школы, а создать всем школам города равные возможности и требовать от них хорошего качества образования вне зависимости от того в каком районе города эта школа располагается, – отметила заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.

По словам руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова, опыт Москвы очень важен и полезен для других регионов нашей страны, мы будем его анализировать и использовать.

– Московские школы демонстрируют высокие результаты во всех международных сравнительных исследованиях качества образования. Важнейшее достижение Москвы – обеспечение массового качественного образования. Москва заняла первое место среди регионов России в рейтинге управленческих механизмов, который Рособрнадзор впервые составил в этом году, – сказал Сергей Кравцов.

Наша справка

В школах Москвы сегодня обучается свыше 284 тысяч старшеклассников, в том числе более 35 тысяч – в предпрофессиональных классах в 307 школах. Кадетские классы открыты в 231 школе (более 20 тыс. учеников), инженерные классы – в 110 школах (более 8,5 тыс. учеников), медицинские классы – в 71 школе (более 4,2 тыс. учеников), академические классы – в 24 школах (более 1,5 тыс. учеников), ИТ-классы – в 35 школах (более 1 тыс. учеников).

Мона Платонова

Добавить комментарий

Loading...
Top