Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ФИНАНСОВАЯ РАЗВЕДКА МНОГО РАБОТАЕТ И МАЛО ПОЛУЧАЕТ

ФИНАНСОВАЯ РАЗВЕДКА МНОГО РАБОТАЕТ И МАЛО ПОЛУЧАЕТ

Директор Росфинмониторинга Юрий Чиханчин рассказал на правительственном часе 470-го заседания СФ о реализации Концепции развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

По данным Чиханчина, в 2019 году Росфинмониторингом совместно с Банком России, ФСБ, МВД, Генеральной прокуратурой удалось пресечь деятельность 25 теневых площадок с оборотом около 38 млрд рублей. Продолжается работа по возврату активов, похищенных из крупных банков. Переданы в правоохранительные органы материалы на общую сумму 51 млрд рублей.

В целях минимизации рисков использования судебной системы для обналичивания и вывода денег за рубеж по притворным основаниям, служба более полутора тысяч раз привлекалась в процессах в качестве третьего лица. С учетом заключений Росфинмониторинга судами приняты решения об отказе в исковых требованиях на общую сумму около 38 млрд рублей. Эти деньги удалось не пустить в теневой сектор экономики.

В результате общей работы Росфинмониторинга, налоговой службы, таможенной, Банка России, правоохранительных органов за последние три года количество зарегистрированных юридических лиц с признаками фирм-однодневок снизилось с полутора миллионов до 120 тысяч, то есть в 14 раз. Объем сомнительных операций с их участием сократился в пять раз – с 4,6 триллиона до 900 млрд рублей.

При этом по уровню зарплаты Росфинмониторинг оказался на 37-м месте среди министерств и ведомств.

Председатель СФ Валентина Матвиенко возмутилась: это полное безобразие. Ну, разбегутся все в Кремниевую долину, еще куда-то, в хакеры пойдут (там больше зарабатывают).

Олег Морозов обратил внимание на то, что часто в СМИ именно со ссылкой на Росфинмониторинг дают информацию, что так называемая несистемная оппозиция, некоторые НКО, которые занимаются политической деятельностью и получают через различные незаконные каналы финансирование из-за рубежа, а также пользуются различными грязными финансовыми отмывочными схемами для финансирования своей деятельности внутри страны.

У Морозова два вопроса. Подтверждается такая информация? Фиксируются ли подобного рода явления? Если это так, нужны ли какие-то дополнительные инструменты, для того чтобы эффективно бороться? Это весьма опасно для устойчивости нашей политической системы и финансовой, в том числе.

Чиханчин был рад вопросу Морозова.

Чтобы ответить на него, предложил вернуться к документам Госдепа США, где есть строчка – это деньги, выделенные для решения вопросов в странах СНГ, в том числе и в России. Последние два года перестали публиковать. Действительно мы видим деньги, которые приходят из-за рубежа на НКО. Принятые заградительные меры не всегда срабатывают. Раньше деньги напрямую приходили к НКО, сегодня прямого канала нет, появились новые каналы – приходят либо к физическим лицам, либо к филиалам, либо еще что-то. Тактика во многих странах меняется ежедневно.

Матвиенко переспросила: какая-то дополнительная помощь нужна с точки зрения законодательного усиления возможностей?

«Мы все предложения, которые есть, сразу доводим до Государственной Думы, до Совета Федерации, видим здесь максимальную поддержку во всем. Спасибо вам большое за это», – Чиханчин почему-то отказался от помощи.

В верхней палате есть люди, способные испортить любую идиллию, какая только возникает между исполнительной и законодательной властью.

Сенатор Сергей Калашников поведал, что в рамках интенсификации экспортной работы наши предприятия сталкиваются с проблемой, что получить деньги по реальным контрактам из-за рубежа становится очень затруднительно из-за позиции банков, которые ссылаются на Росфинмониторинг. То есть приходят реальные деньги по реальным контрактам и не доходят до получателя. Создалась параллельная теневая финансовая система, зачеты за выполненные работы происходят и там, и здесь.

Вот этот вопрос Чиханчина не обрадовал и он сам ушел в параллельную тень.

По его словам, есть требования законодательной базы, которые должны исполнять все, и есть рекомендательный характер. То, о чем говорит сенатор, находится в сфере рекомендательной. Банкам рекомендуется обратить внимание на своих клиентов, на их деятельность с точки зрения возврата, перевода денежных средств и принять уже решение. Иногда банки ошибаются в своей оценке и тем самым сдерживают некие экономические процессы. По каждому конкретному случаю приходится разбираться. Есть специально созданная комиссия.

«Надо понимать: ссылка на нас – это не мы, это закон, который определил, вы в том числе принимали. Но он ограничивает четко и ясно действия. А что касается рекомендательного характера – это сама инициатива банков. Вот здесь работа с compliance банками – это наша задача с Центральным банком», – сказал Чиханчин.

Понимай, как хочешь, при чем здесь «compliance банками».

Светлана Горячева сообщила о прибыльности другого вида преступного бизнеса – торговля людьми и прежде всего детьми, в том числе для секс-услуг или трансплантации органов. Даже более прибыльно, чем торговля наркотиками. Делается подчас через международное усыновление.

Чиханчин обещал учесть рекомендации сенатора. Действительно, есть финансовые расследования, связанные с торговлей людьми – в первую очередь женщинами. Детей пока нет.

Слушать Чиханчина было даже интереснее, чем читать книги Александра Лебедева о банковских схемах. Сколько же креативной экзотики способны изобрести люди во вред другим людям, лишь бы самим не работать.

Интересно в этот день в СФ прошло «время эксперта» с выступлением профессора кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ имени Натальи Зубаревич на тему «Тенденции развития российских регионов».

Выводом ее исследований стал список долгосрочных вызовов:

– Демографическое «сжатие» и постарение

– Устойчивость регионального неравенства, «поворота на Восток» нет

– Сверхконцентрация экономики, доходов населения и бюджета в Москве

– Сильный спад и территориальная поляризация инвестиций

– Спад доходов населения в подавляющем большинстве регионов

– Непрозрачная политика помощи регионам, не стимулирующая развитие

– Сильные институциональные барьеры развития крупных городов (агломераций).

Кормят бюджет всего три региона. 40% населения доходы ниже советского времени. Региональный фактор дополнился нагрузкой детьми: простимулировали рождаемость, а дальше как?

В принципе, сенаторы все это знают. Однако получив концентрированный заряд беспросветной информации, были немного ошарашены.

Законам уделяли меньше внимания. Большинство пришедших из Думы документов одобрили в экспресс-режиме.

Последнее заседание сессии намечено на понедельник 23 декабря. Матвиенко предупредила, заседать придется долго.

Председатель комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко обратился ко всем коллегам, и присутствующим здесь в зале, и находящимся в своих кабинетах: давайте все-таки вести себя как положено парламентарию. Не так много мы заседаем. Четыре часа – максимум. Неужели нельзя спланировать свое время так, чтобы находиться в течение всего времени на своем рабочем месте на пленарном заседании?

В комитете есть хронометраж, фиксация всех наших коллег, которые отсутствуют в то или иное время в зале, когда идет пленарное заседание. Не будем до детских игр опускаться, отчитывать тех, кто нарушает парламентскую дисциплину.

«Коллеги, давайте будем ответственными. Не так много мы заседаем, не так много работаем. Давайте будем присутствовать в зале», – призвал Тимченко.

Лев МОСКОВКИН.

Добавить комментарий

Loading...
Top