Вы здесь
Главная > #СМОТРИ/СЛУШАЙ > УБИТАЯ ДУША

УБИТАЯ ДУША

На Малой сцене МХТ им. Чехова состоялась премьера спектакля по роману Сергея Клычкова «Сахарный немец».

Произведение забытого на многие десятилетия, репрессированного в 1937-м, но когда-то знаменитого крестьянского поэта Сергея Клычкова, возвращает нам своим спектаклем Уланбек Баялиев, молодой режиссер, ученик Сергея Женовача, поставивший уже несколько заметных спектаклей. По его словам, идея с «Сахарным немцем» возникла несколько лет назад, и приход учителя во МХТ, видимо, решил дело. Сергей Васильевич сразу сказал, что поработать на мхатовской сцене даст возможность новому поколению режиссеров. Так уж получается, что самые талантливые из них – его ученики.

«Сахарный немец» – серьезная заявка новой репертуарной политики театра, делающего ставку на классику и лучшие образцы литературы прошлых лет. И новый спектакль – важная попытка еще и такого осмысления трагической истории России ХХ века.

Вот что режиссер говорит об этом: «Я очень люблю прозу Клычкова. Непрямоту его. В ней нет лобовых сюжетных построений, такое ощущение, что это спонтанная история. Говоря о частном, он рассказывает о глобальном. Деревня, откуда родом главный герой «Сахарного немца» Зайчик, называется Чертухино – и в этом есть отсылка и к чертовщине, и к тому, что находится за чертой, за гранью.

Ассоциация с той Россией, которой уже нет, которая в 1920-е годы стремительно уходила в прошлое. И – что для нас сегодняшних особенно важно – разговор о том, насколько обманчива реальность. Команда у нас молодая. Исполнителю главной роли Валерию Зазулину всего 23 года. Я вижу, как он и другие артисты погружены в этот текст, как они входят с ним в резонанс.

Смысл этого романа очень современен. С приходом технологий реальность морочит нас все больше. Живешь одновременно в разных мирах: твой личный, вполне благополучный мир соседствует с чудовищными новостями, которые идут параллельно в информационном пространстве. И мы все время отворачиваемся, пытаемся спрятаться. Потому что, если мы откроемся ужасу, который сейчас происходит, нас просто разорвет. Клычков уже тогда чувствовал многоликость времени. В «Сахарном немце» он пишет о себе, о своем военном опыте, о взаимоотношениях с любимой женщиной, и ему очень больно. Чтобы не сойти с ума от этой боли, сделать ее для себя понятной, он мифологизирует пространство вокруг. Это попытка спастись. Это то, что происходит сегодня и с нами».

Наверное, если бы текст «Сахарного немца» вошел в читательский оборот и был известен массам, советская литература, возможно, еще с двадцатых годов пошла бы по пути такого модного в последние десятилетия магического реализма. «Сахарный немец» написан в 1925 году, причем ничего антисоветского там нет. Есть трагедия человека, преступившего христианскую заповедь, и этим убившего собственную душу.

Дело происходит во время Первой мировой войны. Юный солдат, мобилизованный из патриархального крестьянского мира, старообрядческой среды, убивает немца, причем не в бою, а в момент затишья. И это переворачивает сознание паренька, его преследует этот «сахарный немец». В культуре старообрядцев сахар – символ греха. Спектакль подобен киноленте, в которой путем монтажа возникают кадры-клипы, всплески снов-воспоминаний. Кинолентой проходит в сознании солдата Миколая Зайцева (Зайчика, как прозвали его товарищи, Мечтунчика, как звала его мать) его короткая жизнь. Роль эту играет юный Валерий Зазулин, выпускник Школы-студии МХАТ. Он как будто создан для этой роли крестьянского парня, воспитанного на бабкиных сказах с лесными тайнами, речными русалками, волшебными птицами. Быль и фантазия соединяются, и как бы створки теплушек сдвигаются-раздвигаются, высвечивая каждую новый кадр сна-киноленты. Артисты играют по нескольку ролей, являясь то военными, то жителями родного села Зайчика, то фантастическими персонажами…

Сценография Евгении Шутовой и музыка Фаустаса Латенаса создают выразительный образ этого, как сказано в подзаголовке, «Сказа об одном убийстве». Прекрасно поставлены пластические сцены Леонидом Тимцуником. И конечно – великолепно работает весь актерский ансамбль: Алена Хованская (она и музыкальный руководитель постановки), Надежда Жарычева, Дмитрий Сумин, Ксения Теплова, Алексей Агапов, Ростислав Лаврентьев, Артем Волобуев, Николай Сальников, Антон Ефремов.

Ирина ШВЕДОВА.

Фото Александра ИВАНИШИНА (предоставлены пресс-службой театра).

 

 

 

Добавить комментарий

Loading...
Top