Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ВСЕГДА ПАРУСА «КРУЗЕНШТЕРНА» ШУМЯТ НАД МОЕЙ ГОЛОВОЙ

ВСЕГДА ПАРУСА «КРУЗЕНШТЕРНА» ШУМЯТ НАД МОЕЙ ГОЛОВОЙ

Четырехмачтовый барк Крузенштерн под всеми парусами-c

Сразу три самых известных в мире российских парусника: «Седов», «Паллада» и «Крузенштерн» – совершают совместное путешествие, посвященное 200-летию открытия русскими мореплавателями Лазаревым и Беллинсгаузеном Антарктиды и 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Только с той разницей, что «Седов» и «Паллада» совершают кругосветное плавание, а учебный парусник «Крузенштерн» с курсантами на борту из учебных заведений Росрыболовства города Калининграда – трансатлантический переход.

Капитан Крузенштерна Олег Седов (2005 год)
Капитан “Крузенштерна” Олег Седов (2005 год)

Фрегат «Паллада» покинул порт приписки во Владивостоке 1 ноября, а «Седов» и «Крузенштерн» 8 декабря вышли из Калининграда.

11 января «Крузер» (так курсанты сокращенно называют свое учебное судно) пересек экватор и вошел в Южное полушарие планеты.

Курсанты постигают азы морской науки в теории и практики
Курсанты постигают азы морской науки в теории и практики

Корреспондент "Московской Правды" на мачте Первого грота
Корреспондент “Московской Правды” на мачте Первого грота

В свое время, летом 2005 года, корреспондент «Московской правды» постигал азы нелегкой морской службы в качестве простого матроса на легендарном барке.

Этот шестидневный переход из Санкт-Петербурга до порта приписки Калининграда запомнился на всю жизнь. К слову сказать, что я журналист, прибывший в командировку на борт парусного корабля, чтобы на собственной шкуре испытать все прелести морской службы, знал только тогдашний капитан Олег Седов. Так что боцман первого грота Арунас, у которого я был в подчинении, гонял меня, что называется, в хвост и в гриву. Короче, как положено простому матросу. Драил до зеркального блеска палубу, а медный гирокомпас сиял на солнце, как золотой.

Но какое было удовольствие пробежаться вверх по вантам мачты первого грота до бом-брамселя (название самого верхнего паруса), поднявшись на высоту более 50 метров, и увидеть выпуклый морской горизонт, лишний раз убедившись, что Земля действительно круглая! А когда паруса поймали ветер и судно, как огромная яхта, дало законный крен и «запели» снасти, невольно вспоминались слова из песни Вадима Курылева, давно ставшие гимном легендарного парусника: «И старость отступит, наверно, не властна она надо мной, когда паруса «Крузенштерна» шумят над моей головой».

Конечно, к этой командировке, возможно самой ответственной и интересной в моей жизни (не считая Северного полюса), я основательно готовился, выучив названия всех 32 парусов барка «Крузенштерн», его технические характеристики и историю.

Кстати об истории. Она довольна интересна. Парусник относится к так называемому классу «винджамперов» – дословный перевод с английского – «выжимающий ветер». Построен для трансатлантических перевозок различных грузов и обучения курсантов военно-морских училищ Германии в Гамбурге в 1926 году. Получает имя «Падуя». Примечательно, что судам такого класса имена давали только женщины, а название корабля по сложившейся традиции должно было начинаться на букву «П»: «Паньями», «Пекин», «Печили», «Потосси», «Померания» и т. д. (всего десять кораблей). Моряки называли их «Летающие Пи», поскольку на всех парусах общей площадью 3400 кв. метров они были способны развить скорость до 17 узлов в час (34 км/ч).

Из всей десятки судов такого класса моря и океаны сегодня бороздит только наш «Крузенштерн». Свое имя в честь прославленного русского морехода Ивана Федоровича Крузенштерна корабль получил в 1946 году после Победы СССР над фашистской Германией. Парусник достался нашей стране-победительнице по репарации.

А вот еще один исторических факт о бывшей «Падуе», о котором мало кто знает. О нем мне рассказал капитан Олег Седов (к сожалению, рано ушедший из жизни). А ему об этом поведал бывший немецкий ветеран Второй мировой войны, служивший курсантом на «Падуе» и посетивший в качестве туриста борт «Крузенштерна» в конце 90-х годов.

Во время войны сугубо гражданский барк «Падуя» в море не выходил и, естественно, в военных действиях не участвовал.

Стоял в одном из портов на приколе. Но на всякий случай на борту установили зенитную установку. Все какая-то защита от английских бомбардировщиков. И вот однажды в порт пришел сигнал, что рядом может «рыскать» английская подлодка. В это время ночью в порт заходила из последних сил немецкая потрепанная подлодка. Не зная этого, молодые курсанты «Падуи», приняв ее за английскую, развернули свою зенитную установку и добили свою же субмарину. На этом «боевая история» «Падуи», собственно, и закончилась.

Но вернемся в наше время. Когда вы будете читать этот материал, на барке «Крузенштерн» по сложившейся традиции при пересечении экватора все новички уже пройдут шуточный обряд посвящения в «морские волки». На шлюпочной палубе (самое широкое место на «центральной палубе») сколачивают из досок каркас бассейна. Застилается водонепроницаемой «пленкой» и заполняется забортной водой. Получается вроде купели. В ней «слуги» Нептуна (Посейдона) с шутками-прибаутками будут купать всех «экваторных перворазников» независимо от чина и ранга. Если учесть, что на экваторе температура забортной воды круглый год +30 градусов, вылезать из палубной купели особо никому не хочется.

После обряда посвящения праздничный обед. Вечером чай, кофе, какао с плюшками, пирогами и даже тортами собственного приготовления на камбузе. Уж тут, уверен, корабельный кок постарался на славу, впрочем, как и все остальные дни. Поверьте на слово матросу-ветерану первого грота.

Андрей ФЕДОРОВ.

Фото автора и боцмана первого грота Арунаса.

Барк «Крузенштерн», Балтийское море, 2005 год.

«Учебный парусник «Крузенштерн» с курсантами учебных заведений Росрыболовства на борту в рамках экспедиции пересек экватор и вышел в южное полушарие Земли», – сообщили в медиацентре.
Отмечается, что, поскольку большинство курсантов и некоторые члены экипажа впервые пересекли экватор, это событие планируют отметить по старой традиции — ритуалом посвящения. Морякам предстоит пройти символическое чистилище, выполнить задания Нептуна и окунуться в бассейн с забортной водой. Для торжества уже готовят декорации и костюмы, обряд проведут на шлюпочной палубе.
Впервые сразу три парусника Росрыболовства – «Седов», «Паллада» и «Крузенштерн» отправились в совместную экспедицию. Фрегат «Паллада» начал плавание 1 ноября из Владивостока, затем 8 декабря из Калининграда вышли «Седов» и «Крузенштерн». «Седов» и «Паллада» совершат кругосветные плавания, «Крузенштерн» – трансатлантическое. По пути следования парусники совершат более 40 заходов в иностранные порты, пройдут около 100 тысяч морских миль.
Маршрут «Крузенштерна» проходил через Балтийское, Северное моря и акваторию Бискайского залива. С 25 по 29 декабря парусник совершил заход в испанский порт Санта-Крус де Тенерифе. С начала плавания судно прошло более 4,4 тысячи морских миль. Следующим портом захода станет бразильский Рио-де-Жанейро, прибыть в который парусник планирует 22 января 2020 года.
Четырехмачтовый барк «Крузенштерн» был построен в 1926 году в Германии и при спуске на воду получил название «Падуя». Сначала он использовался как учебное судно и для грузовых перевозок на дальних маршрутах. После Второй мировой войны по репарации парусник перешел СССР, а в 1991 году был передан Калининградскому государственному техническому университету.

Добавить комментарий

Loading...
Top