Вы здесь
Главная > ОБО ВСЕМ > #ОБРАЗОВАНИЕ > КАК ПОМОЧЬ ШКОЛЬНИКАМ ПРАВИЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИЕЙ

КАК ПОМОЧЬ ШКОЛЬНИКАМ ПРАВИЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИЕЙ

Именно этому вопросу и была посвящена международная конференция, участие к которой приняли руководители Министерства просвещения, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Департамента образования и науки города Москвы, Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», международные эксперты.

Открыл конференцию мэр Москвы Сергей Собянин. Он отметил, что задача совершенствования системы образования стоит не перед какой-то одной страной, а перед всеми странами в мире.

– Мы не говорим о том, что из школы выпускник должен выходить уже профессионалом в определенной отрасли. Но у него должно быть понимание, какую профессию выбрать в будущем, – сказал Сергей Собянин. – Невозможно заниматься предпрофессиональном образованием в школе, если не налажена системная базовая подготовка. Нельзя проводить медицинскую подготовку в школе, если там низкий уровень преподавания химии и биологии. За последний год мы в Москве провели серьезную реорганизацию школ, унифицировали систему их финансирования. И каждый ребенок, вне зависимости от того, в каком районе находится его школа, может сегодня получать качественное обучение.

Действительно, в столице создана система, которая позволяет ребятам уже в начальной и средней школе попробовать, пощупать разные профессии, пообщаться с представителями этих профессий. И подготовиться ко взрослой жизни. Если в целом по стране почти половина выпускников девятых классов уходит в средние профессиональные учреждения, потому что не справляются со школьной программой, то в столице конкурс в СПО на многие специальности в последние пять лет бывает выше, чем конкурс в вузы. И не очень успешному выпускнику средней школы зачастую легче пойти в десятый класс, чем поступать в колледж.

По словам министра просвещения Сергея Кравцова, модели управления образованием, действующие сейчас в Москве, являются источником ценных идей и решений для всех регионов России, да и, наверное, для многих стран мира.

– Обсуждаемая нами тема – одна из важнейших для системы образования, поскольку связана с тем, в какой мере обучение в школе помогает человеку стать успешным, найти себя и реализоваться профессионально. Очень важно, чтобы система образования могла оказать ученикам эффективную помощь и поддержку в этом вопросе, – отметил Сергей Кравцов. – В рамках национальных исследований качества образования и исследований ПИЗА соответственно ученики 5-х классов и 15-летние обучающиеся отвечали на вопрос о своем выборе будущей профессии. В опросе ВЦИОМ взрослые респонденты также выбирали наиболее престижные с их точки зрения профессии. Во всех трех исследованиях высоки позиции врачей, примерно на одних и тех же местах находятся программисты и представители сферы информационных технологий. Схожие позиции занимают рабочие профессии и инженеры. Можно говорить о том, что у детей отсутствует какая-либо системная информация о перечисленных профессиях, и они опираются на опыт и представления взрослых. Совсем иначе распределился выбор в отношении учителей. Это единственная профессия, с тонкостями которой дети очень хорошо знакомы в силу своего жизненного опыта. Их выбор в этом случае является наиболее осмысленным и поэтому наиболее точным. Это не значит, что дети не любят учителей. Они просто более точно могут примерить лично к себе особенности этой работы. Этот пример показывает, насколько сильно может влиять на профессиональный выбор детей уровень их осведомленности о профессиях. Очень важно выстраивать школьную систему таким образом, чтобы повышать этот уровень.

В качестве мер, позволяющих повысить уровень осведомленности школьников о профессиях и особенностях профессиональной деятельности, глава Минпроса назвал разработку системы ранней профориентации, расширение возможностей получения личного опыта профессиональной деятельности, развитие более тесного сотрудничества между школами и предприятиями, обновление программ обучения таким образом, чтобы дети получали практические знания, соответствующие реальности, совершенствование преподавания предмета «Технология», развитие сети детских технопарков «Кванториум».
По мнению генерального директора Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Роберта Уразова, в столице система начального и среднего профессионального образования развивается крайне эффективно.

– Показателем этого служат успехи студентов московских колледжей на последнем мировом чемпионате профессионального мастерства Ворлдскиллс: город собрал самое большое количество золотых медалей среди всех городов мира, – уточнил Роберт Уразов, – Но есть еще один, менее известный показатель: помимо студентов колледжей в чемпионате принимали участие и школьники 14-16 лет. Вот по результатам юниорского чемпионата, у Москвы также оказалось самое большое количество золотых медалей: 9 из 13.

Сейчас по инициативе Союза для учеников 6-11 классов реализуется проект по ранней профессиональной ориентации. Он называется «Билет в будущее».

– Технологии вокруг нас и содержание профессий меняются быстрее, чем система образования, – отметил Роберт Уразов. – Принцип, при котором образование дается один раз и на всю жизнь, перестает работать. В современном мире молодым людям нужно быть готовым к тому, что им придется в жизни несколько раз менять профессию, придется все время выбирать. Поэтому авторы проекта стремились создать методику, которая сформирует у детей навык осознанного выбора.

Проект «Билет в Будущее» представляет собой профориентационное тестирование школьников по выявлению сферы профессиональных интересов. После тестирования дается возможность попробовать себя в разных профессиях под руководством наставников-носителей профессиональных компетенций, получить какой-то опыт, в том числе и опыт ошибок, поразмышлять, чем привлекла профессия и что не понравилось. Затем каждому подростку дается рекомендация по построению индивидуальной профессиональной траектории, в частности, советы, что пробовать, где учиться, кем работать. За два года тестирование по проекту «Билет в будущее» прошли более 1,2 миллиона человек, в том числе и 35 тысяч московских школьников.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки предложила свой вариант, как помочь школьникам с профессиональным самоопределением, как им определиться с будущей специальностью, которая окажется нужна через 5-10 лет.

– Так уж сложилось в нашей стране, что зачастую родители являются для детей главными советчиками при выборе будущей профессии. Но жизнь сейчас меняется так быстро, что новое поколение развивается динамичнее, чем предыдущее, оно живет в иных реалиях. Поэтому опираться в выборе специальности молодым людям нужно уже на собственные компетенции, склонности и знания, сказал в своем выступлении Анзор Музаев, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

По мнению представителя Рособрнадзора, современное образование должно, во-первых, быть индивидуализированным. Во-вторых, иметь организованный процесс оценки знаний.

– Несколько лет назад с объективностью оценки у нас была серьезная проблема. Была проведена работа по выстраиванию технологии проведения Единого государственного экзамена, исключены массовые нарушения и утечки контрольных измерительных материалов, – сказал Анзор Музаев. – Потом мы начали работу с повышением объективности проведения Государственной итоговой аттестации в-девятых классах. Все школьники с 4 по 7 класс пишут Всероссийские проверочные работы, а 8-х и 11-х классы – по желанию. Они тоже должны проводиться объективно. Без объективной оценки мы не можем определять дефициты знаний, которые есть у школьника, не можем формировать траекторию его дальнейшего развития, а школа не может выстраивать работу с конкретным учителем.

Итог конференции подвел министр правительства Москвы, руководитель Департамента науки и образования столицы Исаак Калина. Он отметил, что в современном мире человек все реже должен искать себе занятие только для того, чтобы прокормиться.

–  Профориентация в школе на какую-то конкретную специальность возможна. Но реально полезной она не может быть всегда и для всех. Гораздо более важно и реально – это формировать у всех желание всю жизнь осваивать те умения, которые делают тебя полезным, нужным, востребованным в семье, в своем городе и своей стране, в мире, который тебя окружает, – сказал Исаак Калина.

Также отметил, что задача современной московской школы – это формировать мотивирующую среду.

– В столице открыты инженерные, медицинские, кадетские, научно-технологические, IT-классы, предуниверсарии. При этом московская образовательная среда не ограничивается только школами, это все пространство современного мегаполиса, в котором школьнику предстоит жить и работать, быть полезным, – сказал глава Департамента. – И чтобы помочь ему ориентироваться в этом пространстве, хотеть приобретать новые полезные умения, учиться выбирать, какие именно приобретать, мы создали проект «Субботы московского школьника», уроки технологии на базе колледжей, уроки в музее, занятия в вузах, научных организациях, кружки в центрах технологической поддержки образования и профессиональное обучение школьников. При этом важно, что все наши предпрофессиональные активности «не загоняют» школьника в профессию, а учат приобретать новые умения на основе постоянного свободного выбора самого ученика

Мона Платонова.

Добавить комментарий

Loading...
Top