Вы здесь
Главная > #ОБЩЕСТВО > «ПОТЕРЯВШИЕСЯ» В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

«ПОТЕРЯВШИЕСЯ» В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Как показало исследование, проведенное «Лабораторией Касперского», 85% детей и подростков не могут обойтись без своих гаджетов, а около 1/3 детей от 15 до 18 лет проводят всё свое свободное время в интернете.

О том, что дети делают в интернете, какие ресурсы посещают и как на это реагируют родители, рассказал эксперт «Лаборатории Касперского» по безопасности детей в интернете Андрей Сиденко, выступая на пресс-конференции в АГН «Москва», посвященной обсуждению проблемы опасного контента:
«Чаще всего дети что-то скрывают от родителей. Прежде всего это время, которое они проводят в Сети. На втором месте – тот контент, который они используют и на каких сайтах сидят. 9 из 10 подростков отвечают на вопрос «Играете ли вы в компьютерные игры?» утвердительно.
Планшет или первый смартфон ребенку дают в руки в 3 года, в возрасте от 4 до 6 лет у него появляется собственное устройство; к 11 – 14 годам у 97% детей уже есть свой смартфон. 92% родителей сами показывают приложения, сами приучают к тому, чтобы этот смартфон можно было использовать. Половина родителей дают смартфон, чтобы ребенок не мешал и вел себя тихо.
Сравнительное исследование ресурсов, которые посещали девочки и мальчики в 2018 – 2019 гг., показало, что в онлайн-игры стали играть чуть меньше, но зато стали больше смотреть сериалы; чуть-чуть стали больше учиться (использовать образовательный контент) и стали больше посещать сайты с платформой интернет-магазинов.
Чаще всего родители контролируют деятельность детей в Сети в возрасте от 4 до 6 лет, то есть когда они покупают им первое устройство. Чем ребенок старше, тем меньше процент родителей, которые контролируют своих детей в интернете (отслеживают время, интересуются контентом). 35% родителей говорят о том, что вообще не контролируют время, которое ребенок провел в Сети. Около 40% родителей отметили, что хотели бы знать, где находятся их несовершеннолетние дети (то есть это доступ к геопозиции), но практически все не знают, как это сделать.
Что касается социальных сетей: 43% школьников младших классов уже имеют аккаунты в социальной сети. Среди самых популярных: «ВКонтакте», «Инстаграм», но в младших классах очень популярны «Тик-Ток» и «Лайк» (в отличие от средних и старших классов).
Около 50% школьников признаются, что знакомятся с новыми людьми в социальной сети; 34% получают предложения дружить от незнакомых взрослых. При этом 40% детей отметили, что оставлять сообщения с записью на «стене» в социальной сети может вообще кто угодно. Соответственно настройки приватности этих детей либо не интересуют, либо они не обращают на них внимание. 7% школьников указывают номер телефона; 4% отмечают домашний адрес; 58% указывают реальный возраст на своей странице.
Больше всего родителей настораживают люди в социальных сетях, которые могут связаться с их ребенком. На втором месте – контент; на третьем – группы, в которых состоит их ребенок. Обращаю внимание на то, что родители не общаются со своими детьми: так отвечают 24% респондентов; 13% не заходят на страницу ребенка, не проверяют настройки приватности. При этом к 11% детей за последний год пытались втереться в доверие незнакомые взрослые люди».
На вопрос «Сталкивался ли ваш ребенок с кибербуллингом?» утвердительно ответили 2% родителей. На этот же вопрос утвердительно ответили 7% детей. На вопрос «Сталкивался ли с этим кто-то из друзей?» родители отвечают утвердительно уже в 3% случаев; а дети – в 10%. Иными словами, дети знают намного больше и не готовы делиться с родителями по какой-то причине. Возможно, они считают, что не найдут отклика со стороны родителей или они не смогут им помочь, а значит, это не нужно.
«Проблема кибербуллинга – не только сетевая, так как она имеет последствия в реальной жизни. Родители отмечают, что те дети, которые столкнулись с кибербуллингом, испытывают сильный стресс, снижение самооценки, снижение успеваемости, депрессию, снижение социальной активности и проблемы со сном. На вопрос об опасностях, с которыми могут столкнуться дети в интернете, родители в 33% случаев отвечают, что это чрезмерное увлечение онлайн-играми; на втором месте – материалы для взрослых. А если тот же вопрос задать детям, то они уже отвечают, что самая большая опасность – это материалы для взрослых, с которыми они могут столкнуться даже случайно. Это не обязательно контент, связанный с порнографией. Это может быть вообще любой контент, связанный и с азартными играми, и с насилием, и просто жестокий контент, который может им попадаться в виде случайно всплывающих баннеров. Затем, по статистике, они говорят о том, с чем они реально могут столкнуться: например, с кражей пароля; кражей банковских данных; потерей данных из-за компьютерного вируса», – сообщил Андрей Сиденко.
Принявшая участие в обсуждении уполномоченный по правам ребенка по г. Москве Ольга Ярославская указала на неэффективность и бесперспективность запретительной воспитательной модели в борьбе с интернет-зависимостью:
«Нам проще запретить, чем возглавить. (…) Интернет надо научиться использовать во благо. Это наша задача. Понять, что такое информационная гигиена, использовать гаджет как средство обучения. И конечно же, мы пришли к такому рубежу, где надо выработать информационную культуру. А информационная культура – это этика цифрового пространства».

Сергей ИШКОВ.

Фото из открытых источников.

Добавить комментарий

Loading...
Top