Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ЭЛЕКТРОМЕХАНИК — ПРОФЕССИЯ ИНТЕРЕСНАЯ

ЭЛЕКТРОМЕХАНИК — ПРОФЕССИЯ ИНТЕРЕСНАЯ

«На вызов я всегда бегу. Спецобувь — ботинки, они удобные, поэтому и походка легкая»

В современном мире грань между «мужскими» и «женскими» профессиями постепенно размывается. Все чаще и чаще женщины разрушают сложившиеся стереотипы, демонстрируя свой профессионализм в тех областях деятельности, которые ассоциируются исключительно с мужским трудом. «Мослифт – это одна из компаний Москвы, где количество женщин-работниц неуклонно растет. И даже по такой тяжелой специальности, как электромеханик по лифтам», – говорит генеральный директор предприятия Вартан Авакян.

В преддверии Международного женского дня мы хотим рассказать об электромеханике по лифтам – Надежде Петровне Голиковой, которая более 30 лет работает в Мослифте.

Надежда Петровна со своей бригадой всегда спешит на вызов, чтобы как можно быстрее устранить неисправность лифта.

Она согласилась дать нам интервью, в котором подробно рассказала о своем любимом деле.

– Надежда Петровна, как вы попали в эту профессию?

– Меня привела моя сестра, она тоже работала в Мослифте, сначала, как и я, электромехаником, а потом ушла в управление. Я же после школы устроилась работать на завод Лихачева, собирала краны для машин, иногда заходила к сестре посмотреть, как она работает. Там познакомилась с будущим мужем, который работал электромехаником по лифтам. Уже после рождения сына перешла работать в Мослифт, поближе к мужу.

– Где вы осваивали профессию?

– Полгода я училась в Тушинском учебном комбинате, потом было полгода стажировки. И после этого стала работать самостоятельно. Коллеги очень быстро стали мне доверять.

– То есть у вас фактически династия электромехаников – сестра, вы, муж…

– Да, верно, мой сын, Роман, тоже какое-то время пробовал эту профессию вместе со мной. Так что работать в Мослифте – это в какой-то мере моя судьба.

– Насколько тяжело женщине работать электромехаником по лифтам? Там же тяжести…

– Самые большие тяжести мои коллеги таскать не дают. Если нужно, допустим, мотор занести в подъезд, то обходятся без меня. А остальная работа вполне по силам.

– Насколько сильно отличаются лифты в начале вашей карьеры от современных? В чем разница, к примеру, в поломках?

– В 80-е и 90-е годы самая частая поломка лифтов – это залипание контактов. Если между контактами попадает грязь, то лифт останавливался. Поэтому в те годы приходилось все время следить за состоянием контактов реле пускателей и содержать их в чистоте.

«В Москве практически не осталось лифтов, отслуживших более 25 лет. Благодаря мэру Москвы Сергею Семеновичу Собянину была принята программа по полной замене устаревшего лифтового хозяйства на современное оборудование. Теперь в городе практически невозможно найти лифты старше 25 лет», – так нам рассказал наш руководитель Вартан Нахапетович Авакян.

Сейчас все лифты в Москве – на электронике. Приезжаешь и смотришь, какая ошибка высвечивается на табло в шкафу управления лифтом. Чаще всего бывает ошибка 44 – это значит заело двери шахты. Или ошибка 48 – попал мусор в порог двери шахты, при этом лифт стоит и хлопает дверью.

– Вы выходите только на экстренные случаи — когда кто-то застрял?

– Конечно, нет! Непредвиденные остановки происходят редко. Наша основная работа заключается в проведении профилактических работ, то есть техническое обслуживание лифтов. Эти работы проводятся по установленному графику и строго регламентированы по видам операций.

– Если лифт все-таки застрял с пассажиром, кто в этом виноват: механизм или человек?

– Практически во всех случаях виноваты люди. Например, пассажир решил в лифте подпрыгнуть. При этом скорость лифта резко возрастает. А по нормативам, если скорость выросла в диапазоне от 15 до 40 процентов, сработает система ловителей – то есть лифт резко остановится. Автоматику не интересует, что это ускорение длилось доли секунды, она должна предотвратить падение кабины, и она это делает.

Вторая частая причина – мусор. При уборке подъездов мусор нередко заметают в порог между дверями кабины – так проще рабочим по дому. А у нас все лифты оснащены чувствительным инфракрасным барьером. Двери не закроются, если между ними находится какой-то предмет. Даже если этот предмет небольшого размера. Иногда окурка или бумажки, застрявшей в пороге, достаточно, чтобы двери начали реверсировать и лифт перестал реагировать на вызовы и приказы.

– Расскажите, пожалуйста, какой-нибудь яркий случай.

– Так бывает, когда люди не оценивают ситуацию правильно. Например, два года назад в лифте застряла целая свадьба. Двадцать человек опаздывали в ЗАГС, набились в грузовой лифт, вызвав перегруз кабины и остановку лифта. Пришлось бежать выручать. Ну, вытащила, поздравила, конечно. В ЗАГС они в итоге успели.

Или другой случай: делали в квартире ремонт. И в лифт погрузили мешки с цементом. Десять мешков по 50 кг каждый – итого полтонны! И еще сами туда набились. Естественно, лифт отказался поднимать такой груз. Я приехала, велела выгрузить весь цемент и поднимать его вручную.

– Поговорим о женском – все-таки у нас скоро Международный женский день. Надежда Петровна, вам по закону через год на пенсию, но выглядите вы вдвое моложе своего возраста. Как вам это удается?

– Работа на свежем воздухе. И постоянные физические нагрузки. На вызов я всегда бегу. Спецобувь – ботинки, они удобные, поэтому и походка легкая.

А для того, чтобы починить лифт, надо подняться на чердак – ведь именно там находятся основные устройства управления лифтом. Если в подъезде всего один лифт, то подниматься приходится пешком. У нас на участке есть дома в 9 и 16 этажей. Вот и считайте: если хотя бы раз в день подняться пешком на 16-й этаж – какая фигура будет?

– Какие у вас планы на будущее?

– Ох, даже не знаю… По закону через год у меня – пенсионный возраст. Но я совершенно не представляю себе, что буду делать на пенсии! И если я лишусь этих ежедневных тренировок, то, боюсь, быстро превращусь в бабку. Так что не знаю. Наверное, еще поработаю.

На сегодняшний день работодатели все больше обращают внимание на знания и навыки, а такие факторы, как пол, внешность, семейное положение, становятся все менее значимыми. Тот факт, что в наше время женщина может сама определить то, кем она хочет и может быть, опираясь на свои стремления и амбиции, не может не радовать.

Генеральный директор АО «Мослифт» Вартан Авакян: «От всей души поздравляем всех женщин с Международным женским днем и желаем успехов во всех ваших начинаниях!»

Яна Маевская.

Добавить комментарий

Loading...
Top