Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ИНФОРМАЦИОННЫЕ УЖАСТИКИ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ УЖАСТИКИ

В ТАСС состоялась пресс-конференция в онлайн-формате, посвященная злободневной теме массового распространения ложной информации о ситуации с коронавирусом в России.

В названии содержится лишнее ограничение. По ходу выявилось очевидное: фейки не только не знают границ, но и эмитируются в публичное информационное пространство России и за ее пределами.

О том, какая информация наиболее часто встречается в фейковых новостях, кто и с какой целью ее распространяет, какая ответственность предусмотрена за распространение фейковых новостей о коронавирусе, а также о работе волонтеров в борьбе с распространением фейков должна была рассказать директор Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина.

Ирина Александрова управляла процессом.

Екатерина Мизулина сообщила о росте количества фейков. Выявили за десять дней 1832, из которых половину по сообщениям граждан. Волонтеры Лиги в целом справляются, но проверять приходится в ручном режиме через обращения в официальные органы. Информация о выявленных фейках направляется для принятия мер в сети, правоохранительные органы и Роскомнадзор. Лига привлекает Центр поиска людей и Казачьи кибердружины.

Некоторые фейки сети сами закрывают. WhatsApp принял решение об общем ограничении рассылки. Десятки людей привлечены к административной ответственности и есть случаи привлечения к ответственности уголовной. Первый случай привлечения СМИ в Красноярске.

В плане привлечения к ответственности приняли логически сомнительное решение о разделении фейков и мнений.

Например, много распространяется информации о пользе имбиря, куркумы и яблочного уксуса для борьбы с коронавируом. Килограмм имбиря дошел до девяти тыс руб. Официальной информации нет. Сначала жаловались на такие публикации, потом решили этого не делать. Все-таки это точка зрения о способе повышения иммунитета.

Ирина Александрова отметила, шутки бывают недобрые. Человек для повышения иммунитета съел килограмм маринованного имбиря и едва не умер.
Больше всего фейков в мессенджерах. Дезинфекция с вертолетов. Перекрытия въездов. О заражениях в армии вернувшимися из Сирии военнослужащими. Предупреждения, что сотрудники правоохранительных органов будут ходить по домам и делать прививки от коронавируса. Рекомендуется этого не делать. В костюмах спецзащиты по домам будут ходить воры. Завариваются двери в подъездах. Мэр Москвы лично ходит по подъездам и заколачивает двери фанерой. По улицам ходят мошенники и под видом проверки собирают по пятьсот рублей. Лазерами со спутника будут измерять температуру. Надо встать у окна и развернуть паспорт. Путин сидит в бункере. Выезжал или нет в Израиль. Заразился от главврача в Коммунарке или от пресс-секретаря Дмитрия Пескова.
Много информации о том, что зараженного человека отпустили и он ехал в общественном транспорте, многих зара­зил. В каком-то городе или районе распространился коронавирус.

Классический фейк, без которого жизни нет, что коронавирус создан в новосибирском центре «Вектор».

Фейки о заваривании дверей подъездов приходят из Казахстана, Киргизии и Белоруссии. С Украины пришел фейк о погромах в магазинах.

Панику вызвала информация о распространении коронавируса в колониях. Ее запустили после призыва Совета по правам человека выпустить заключенных в связи с опасностью заражения. ФСИН опровергает. К сожалению, паника среди родственников осужденных растет.

Обязательный атрибут фейка – какая-то картинка, зачастую невпопад. Бомжи собирают по помойкам маски и продают. Рекомендуется перед выбрасыванием резать. Для подтверждения приведена фотография бомжа на помойке, где никаких масок не просматривается.

К слову: маски после использования зараженными людьми или в зараженной зоне подлежат утилизации в особом порядке.

Мизулина пояснила, фейкообразование идет через привязку к человеку: «Мне сообщили по секрету, передай кому можешь». Фейки отличаются видимостью доверительности без проверяемой ссылки на источник. Обычно присутствует эмоциональность с требованием максимального перепоста.

Со слов Мизулиной можно понять, что снижение выявляемости фейков не сопровождается падением интенсивности потока.

Ирина Александрова дополнила. Сообщение анонимное. Эмоциональность выражается восклицательными знаками и тем, что написано прописными буквами. Нет ссылки на источники, которые можно кликнуть. Отмечается угроза большому количеству людей.

Имеется в виду анонимность транслируемого сообщения: «Пишут, что…».

Таким образом, одним из признаков фейка является конструкция из четырех составных частей. Вводная часть: кто-то что-то где-то, мужчина или женщина, врач, сотрудник колонии. Краткое описание сути, что произошло. Заключительная часть: перешлите всем или сообщите всем. Прикрепляется некая картинка.
Добраться до сочинителя не удается. Большинство авторов говорят, сделали это ради шутки и хайпа. За оправданиями просматривается коммерческий интерес повышения посещаемости. Паника колоссальная, но ее провокаторы от экстремистского эффекта открещиваются.

Разумеется, некоторые фейки выглядят нелепыми. Логически должно возникнуть сомнение и во всех прочих сделанных по тому же плану. Однако сам факт высокой эффективности для образования паники говорит об их профессиональной и системной генерации с эмиссией. Для сравнения: анекдоты про Сталина-Гитлера по общим схемам с заменой одного слова на другое подхватывались и срабатывали через два на третий. Вброшенные через московскую кухню анекдоты про густые брови и вставные челюсти Брежнева делались креативнее и сработали практически все. В нынешнем потоке про коронавирус и его пандемию специалисты по политической рекламе видят гигантские финансовые вливания.

Усугубляется эффект хронических сетевых деструктивных проектов. Дети сидят круглосуточно в своих гаджетах. В России 28 млн человек находится под воздействием деструктивного контента: кибербуллинг, шутинг, распространение наркотиков.

Лига безопасного Интернета занимается Интернетом, что искусственно ограничивает результативность работы. Любой специалист по интегрированному маркетингу коммуникаций посоветует одну и ту же узнаваемую рекламу запустить в сеть, в наружку, глянцевый журнал с адекватным сегментом аудитории и телевизор. Эффективность резко повышается. Тон задает именно телевизор. Есть профильные каналы, специализирующиеся на алармизме, смешивая в общем контенте правду и ложь. И есть публичные фигуры, специализирующиеся на лжи.

Меньше заметно, что люди с должностями и степенями, специализирующиеся на борьбе с откровенной дремучей ложью, сами тоже распространяют ложь в отношении отечественных достижений, отсталости России и неспособности пережить очередное стихийно организованное бедствие.

Для профессиональных борцов и алармистов наступил казалось бы праздник души. Однако не получилось.

Ведущий «Эха Москвы» Александр Плющев с возмущением отметил, что власти любят нас заваливать бессмысленными, ничего не говорящими цифрами.
Это все впервые. Грубый властный терроризм по описанному Леонардо Шаша сценарию заменили мягким информационным террором.

Лев МОСКОВКИН

Добавить комментарий

Loading...
Top