Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ВДАЛИ ОТ ДОМА – С МЫСЛЯМИ О РОДИНЕ

ВДАЛИ ОТ ДОМА – С МЫСЛЯМИ О РОДИНЕ

День Победы в 2020 году большинство россиян отмечают дома, в связи с продолжающимся распространением коронавируса на территории страны. Москвичи находятся на самоизоляции, индекс которой на 9 мая – 3,6. В этот день, когда мы вспоминаем ветеранов, всех тех, кто противостоял гитлеровским захватчикам и оккупантам, мы вспоминаем и тех, кто работал там, в самом логове врага, добывая бесценную информацию и раскрывая самые коварные планы фашистов – мы вспоминаем военных разведчиков. Во многом благодаря им командование Советского Союза было осведомлено о планах Третьего Рейха и мы могли действовать на опережение, поэтому разведчики – это такие же герои, как и солдаты и офицеры Советской армии, сражавшиеся на передовой. Имена некоторых героев, таких, как Рихард Зорге или Зоя Космодемьянская, известны всем, однако о многих мы ничего не знаем. Чтобы увековечить память всех, кто занимался разведывательной деятельностью, подрывая мощь врага, находясь вдали от Родины, знаменитым писателем и журналистом Юлианом Семеновым был создан собирательный образ советского разведчика.

Вход в дом-музей Юлиана Семенова в поселке Олива (Крым)

Знаменитый Юлиан Семенов точно знал, что такое самоизоляция. В своем доме в крымской Оливе у писателя был свой уголок, где он иногда закрывался от всех и писал, писал, писал… не менее 25-ти страниц в день.

Гениальным персонажем, героем всех времен стал созданный Семеновым образ Штирлица, который в большом цикле произведений вновь и вновь совершал героические поступки, преданно служа своей стране и своему народу. Одним из культовых произведений Семенова стали «Семнадцать мгновений весны», где главный герой противостоял опаснейшему и хитрому врагу. Штирлиц искренне любил Родину, но находился вдали от нее. Роман, кстати, написан на основе документальных фактов и секретных документов, которые были предоставлены автору.

«Сначала Штирлиц не поверил себе: в саду пел соловей.  Воздух был студеным, голубоватым, и, хотя тона кругом были весенние, февральские, осторожные, снег еще лежал плотный и без той внутренней, робкой синевы, которая всегда предшествует ночному таянию. Соловей пел в орешнике, который спускался к реке, возле дубовой рощи. Могучие стволы старых деревьев были черные; пахло в парке свежезамороженной рыбой. Сопутствующего весне сильного запаха прошлогодней березовой и дубовой прели еще не было, а соловей заливался вовсю – щелкал рассыпался трелью, ломкой и беззащитной в этом черном, тихом парке. Штирлиц вспомнил деда: старик умел разговаривать с птицами.  Он садился под деревом, подманивал синицу и подолгу смотрел на пичугу, и глаза у него делались тоже птичьими – быстрыми, черными бусинками, и птицы совсем не боялись его.

“Пинь-пинь-тарарах!” – высвистывал дед. И синицы отвечали ему – доверительно и весело. Солнце ушло, и черные стволы деревьев опрокинулись на белый снег фиолетовыми ровными тенями.

“Замерзнет, бедный, – подумал Штирлиц и, запахнув шинель, вернулся в дом. – И помочь никак нельзя: только одна птица не верит людям – соловей”», – так начинается первая глава романа Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны».

И на протяжении всей истории, находясь вдали от дома, Штирлиц постоянно вспоминает Родину, гуляя среди берез, приходя в музей – у огромной глыбы уральского малахита, печет картофель в печи своей загородной резиденции у озера в Берлине, представляя, что сейчас он на родной земле… хотя бы на эти несколько минут. 23 года советский разведчик Максим Исаев не был дома, тем не менее, он продолжает думать на родном русском языке. Оттуда, из фашистской Германии, он не раз мысленно возвращался на Родину… в то время, как в кадре звучит бессмертная «Песня о далекой Родине» Микаэла Таривердиева.

«Штирлиц резко затормозил. Движения на трассе не было, и он бросил свой автомобиль, не отогнав его на обочину. Он вошел в хвойный лес и сел на землю. Здесь пробивалась робкая ярко-зеленая первая трава.  Штирлиц осторожно погладил землю рукой. Он долго сидел на земле и гладил ее руками. Он знал, на что идет, дав согласие вернуться в Берлин.  Он имеет поэтому право долго сидеть на холодной весенней земле и гладить ее руками…», – этими строками заканчивается роман Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны», пронизанный и наполненный чувством искреннего патриотизма, чувством долга любой ценой защитить, спасти Родину от угрожающей ей опасности, даже если увидеть родной дом разведчику больше и вовсе не доведется.

 

 

 

 

Анастасия Федоренко (фото автора и стоп-кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны»)

Добавить комментарий

Loading...
Top