Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ТРУДОВЫЕ РЕЗЕРВЫ — ФРОНТУ, ФРОНТ – УЧАЩИМСЯ!

ТРУДОВЫЕ РЕЗЕРВЫ — ФРОНТУ, ФРОНТ – УЧАЩИМСЯ!

Торпедный катер «Московский ремесленник»  на  боевом задании (1944 год)

В этом году на поздравительных открытках от президента, которые получили  ветераны войны и труженики тыла накануне праздника, в фотоколлаже  появились вместе со снимками  воинов победителей снимки детей-узников фашистских концлагерей и девушек у конвейера с изготовленными ими снарядами. И это  драгоценная правда Победы. Ведь ее не только завоевали наши бойцы, жертвуя жизнью, но и  сотни тысяч тружеников в тылу боролись за создание  новых видов вооружений, которые обеспечивали превосходство советской армии  над вермахтом

Сейчас редко вспоминают еще об одном всенародном подвиге народа. Трудовые коллективы и   отдельные граждане-патриоты, заработанные ими сверх основных заданий деньги, отдавали на производство дополнительной боевой техники. Так на эти средства, например, фронт получил эскадрилью истребителей, танковую колонну и звено торпедных катеров. На бортах боевых машин красовались названия и имена их создателей. А экипажи отчитывались перед учащимися в совершенных ими подвигах.

Сегодня в юбилейный год изображения героев трудового фронта на поздравительных открытках ветеранов войны  –  добрый  знак! Напоминание газеты «Московская правда»  о трудовых достижениях военного юношества оказалось своевременным.

Победа достигается всеми факторами: ударная работа, твердая убежденность в правоте своего дела и умение быть всегда выше трудностей тяжелого быта военного времени. Победа стала реальностью, потому что все советское общество — от воина на фронте до рабочего в тылу — было настроено на одно главное и единственное в жизни по своей значимости дело! Люди направляли свои усилия на борьбу с врагом. В училищах и школах трудовых резервов этот боевой дух находил свое выражение не только в выполнении специальных заказов для армии (хотя это было главным), но и в использовании своего свободного времени для нужд фронта.

Именно в свободное время один из учащихся трудовых резервов изобрел незаменимую в условиях полевого госпиталя вещь — магнитный радиощуп. Притягивая мельчайшие металлические частицы, радиощуп очищал рану от осколков, избавляя фронтовых хирургов от кропотливой и трудоемкой работы по стерилизации пораженной ткани.

А как благодарили морские летчики учащихся ремесленного училища № 3 Московской области за чудо-новинку — легко укладываемую в систему парашюта спасательную лодку из водонепроницаемой ткани! Эти лодки спасли жизнь многим летчикам морской авиации на Черном, Балтийском и Баренцевом морях. Заместитель начальника управления военно-воздушных сил Наркомвоенфлота генерал-лейтенант Купреев во время встречи с учащимися рассказал, какую огромную пользу приносит их изобретение в боевых условиях. За эту лодку многие из юных создателей получили высокие правительственные награды!

В оборонной промышленности в ту пору возникали постоянные проблемы при проверке получаемых в лабораториях сплавов для строительства новых образцов военной техники. Ученые находились в поиске наиболее прочных видов металлического сырья. И вот центральный НИИ технологии машиностроения спроектировал универсальный пресс. Промышленность с нетерпением ожидала, когда новая машина начнет действовать.

Выполнение технической задачи взяло на себя московское ремесленное училище № 72. Все — от директора Григория Николаевича Полякова до самого маленького ремесленника в училище, электромонтера Коли Царева, — понимали, какую огромную ответственность перед всей страной взял на себя коллектив. В трудовых резервах не было ни одного учебного заведения, где бы с волнением не следили за деятельностью москвичей. Работа велась под наблюдением опытного мастера орденоносца Георгия Ивановича Маслова.

Задача была непростой, потому что прежде всего требовалось создать оборудование специального функционирования. Переделали имеющиеся в училище десять станков. Этого оказалось недостаточно! Тогда изготовили особые токарные, револьверные, шлифовальные и многие другие непохожие на обычные станки. Всего тридцать семь штук — целый станочный парк! Полтора месяца потребовалось для выполнения ответственного заказа.

Принимали заказ директор завода шлифовальных станков П. П. Ермаков и автор проекта, кандидат технических наук И. В. Кудрявцев. Проверка превзошла все ожидания. Конструкция, изготовленная детскими руками, оказалась надежнее и практичнее всех известных до войны зарубежных механизмов!

Портативные рации, удобные в разведке из-за небольшого веса и размера, усовершенствованные в мастерских ремесленных училищ перископы и стереотрубы принимались на вооружение армией и флотом. И все чаще в указах о награждении упоминались фамилии «бойцов» из ремесленных училищ.

Несмотря на большую занятость, у ребят хватало еще сил работать на общественную копилку. В то время все люди в стране отдавали личные сбережения в фонд Победы. Фронт получал танки, бронепоезда, корабли, самолеты, вооружение, изготовленные за счет пожертвований тысяч патриотов. Народ не жалел ничего во имя Победы…

Во имя этого дня не жалели сил и комсомольцы из трудовых резервов. На субботниках и воскресниках, во время внеурочных работ мечтали они о создании грозных боевых машин, на броне которых были бы выбиты названия и эмблемы, красующиеся на петлицах шинелей и на околышах форменных картузов.

Несколько десятков миллионов рублей заработали они во время сверхурочных работ. И по их просьбе на эти комсомольские деньги фронт получил танковую колонну, звено торпедных катеров и самолеты, включенные в авиационные силы под номером 157-го полка.

На фюзеляжах истребителей 157-го полка рядом со словами «Фронтовые бригады — фронту!» можно было видеть бесконечный ряд звездочек — отметки за выигранные в небе бои. Три торпедных катера — «Московский ремесленник», «Ремесленник Татарской республики», «Морской истребитель фашистов» геройски сражались в составе Черноморского флота. «Московский ремесленник» вступил в бой под Новороссийском. И после этого сражения за его кормой вспенилась не одна тысяча миль. История этого корабля, прошедшего путь от Новороссийска до Вены, где он закончил войну, — блестящий перечень морских атак и немеркнущих в памяти побед. Однажды, высадив десант, «Московский ремесленник» оказался один против трех немецких торпедных катеров. Отважный экипаж решил принять неравный бой.

Командир катера В. С. Пилипенко отдал команду: «Полный вперед!» Судно пошло на сближение с противником. Частокол взрывов поднялся у самых бортов, два немецких катера устремились к «Московскому ремесленнику», пытаясь зажать его в клещи, а третий нацелился ему прямо в лоб. В какой-то момент могло показаться, что фашистам маневр удался. Но меткой стрельбой боцмана Дьяченко, пулеметчиков Котова, Кузьмина, комендора Генералова катер отогнал противника.

Превосходно работали судовые механизмы «Московского ремесленника». Умело маневрируя, Пилипенко вывел корабль, казалось бы, из безнадежной позиции и сам перешел в атаку. Совсем немного потребовалось времени командиру, и вот уже один из неприятельских катеров закачался на волнах, зарываясь носом в воду, а остальные поспешно покинули место схватки. За успех в неравном бою весь состав команды был награжден орденами и медалями. Слава корабля распространилась далеко за пределами Черноморского флота.

Во время боев за Крым «Московский ремесленник» провел еще одну блистательную операцию. Он напал на караван из трех самоходок и, яростно отбиваясь сразу из всех орудий, потопил две фашистские «посудины», превосходящие катер по водоизмещению и вооружению.

«Московский ремесленник» сопровождал в составе конвоя один из караванов с боеприпасами и людскими резервами, когда внезапно в тумане возникли силуэты вражеских кораблей. Верный своей тактике, катер ринулся на противника. Его атака была так внезапна, что фашистам пришлось укрыться под защиту береговых батарей, очистив фарватер для движения наших судов. Груз и подкрепление были доставлены без потерь благодаря мужеству и находчивости комсомольского экипажа.

Но на обратном пути из порта «Московский ремесленник» попал под обстрел двух «мессершмитов». Палуба буквально трещала от свинцового ливня. Смертью храбрых пали командор Генералов, моторист Яркович, были ранены командир Пилипенко, матросы Дьяченко, Чернов, Лебедев, Николаев. Но моряки сдержали слово, данное учащимся трудовых резервов Москвы, они отражали нападения вражеских самолетов до тех пор пока, наконец, один из «мессершмитов» не упал в море.

Это всего лишь несколько эпизодов из боевой биографии «Московского ремесленника». Но и их достаточно, чтобы убедиться: силы трудовой молодежи были затрачены недаром. Связь между делами будущих рабочих и фронтовиками была настолько неотделима, что присвоение звания Героя Советского Союза командиру «Московского ремесленника» В. С. Пилипенко превратилось в общий для всех трудовых резервов праздник.

Как знамя пронесли танки сквозь дым сражений на своей броне гордые слова: «Трудовые резервы — фронту!», «Молодое поколение рабочего класса — фронту!»

Ребята всю войну шефствовали над 31-й танковой бригадой и 157-м авиаполком. Для бойцов — танкистов и летчиков – искусные руки вытачивали изящные изделия: зажигалки, портсигары, мундштуки, наборные рукоятки ножей. Под походную мастерскую танкового подразделения переоборудовали грузовую автомашину. Училища из Сибири собрали несколько передвижных библиотек и направили бойцам.

А сколько волнений вызывали выезды бригад художественной самодеятельности учащихся на фронт! Ребята доставляли своими выступлениями столько удовольствия и радости, что память об этих концертах фронтовики сохранили надолго.

О радостных встречах на переднем крае войны учащиеся с восторгом рассказывали каждому новому пополнению. Трудовые резервы подготовили к изданию и выпустили в красочных обложках и цветном оформлении две брошюры об истории дивизий. Их раздавали вновь прибывшим бойцам. Воины могли гордиться славными делами части, в составе которой им предстояло громить врага.

Многие выпускники учебных заведений трудовых резервов при призыве в вооруженные силы просили их направить именно в ту часть, название которой напоминало родное училище и оставленных дома друзей. И надо ли удивляться, что пятнадцати танкистам из колонны «Трудовые резервы — фронту!» было присвоено звание Героя Советского Союза.

В октябре 1942 года в Кремле состоялась встреча воспитанников трудовых резервов с руководителями страны.  В напутственном слове к  молодежи прозвучали такие слова: «Война сейчас в полном разгаре, и хотя учащиеся системы трудовых резервов не мобилизуются, но вполне возможно, что некоторым из них придется драться. И поэтому, когда они отвлекаются от своей непосредственной работы на военную, то это вполне естественно. В нормальное мирное время мы бы все внимание уделили приобретению знаний, квалификации. При современной же обстановке мы обязаны проводить военное обучение во всех школах» .

Всеобщее военное обучение — долг каждого, кому дорога судьба отчизны. Учиться профессии и попутно овладевать воинским мастерством — вот что было девизом трудовых резервов военных дней. Каждый учащийся понимал: сегодня он рабочий в тылу, завтра — воин на фронте! Будь готов защищать Родину!

Танковую часть из бригады «Трудовые резервы — фронту!» направили на короткий отдых и переформирование в глухой тыл после участия в жарких схватках с фашистскими войсками под Сталинградом. Это было живописное местечко, совсем не похожее на то, к которому привыкли танкисты в обычной фронтовой обстановке. Вокруг простирались идиллические пейзажи не потревоженной войной природы. Скошенное сено на лугах, лесные чащи, птичьи голоса… Воины наслаждались тишиной и неожиданным покоем…

Неподалеку от места дислокации танковой части находилось ремесленное училище. Его коллектив принимал участие в сборе средств на танковую колонну; ребята вели переписку с фронтовиками, и известие о том, что к ним приедет подшефная часть, вызвало восторг.

С первых дней между танкистами и учащимися установились дружеские и теплые отношения. И командир части на совещании попросил комсостав подумать, чем могут воины отблагодарить ребят за оказанную ими помощь армии. И тут выяснилось: у ребят не ладится дело с военной подготовкой. — – А что, если, — предложил командир части директору училища, — мы проведем совместную тактическую игру бойцов нашей части вместе с вашей молодежью? Заодно подучим их управлению танками в боевой обстановке. Авось, ребятам понравится настоящая техника,  да и наш опыт, может быть, пригодится им впоследствии!

Мысль пришлась по вкусу. К военной игре готовились увлеченно и серьезно. Гвардейцы начали ежедневные тренировки. После занятий и работы учащиеся приходили в расположение части и танкисты обучали их военным приемам: перебежкам, маскировке на местности, рукопашному бою.

Эти тренировки затягивались до сумерек, и мастерам приходилось почти насильно уводить ребят в общежитие. Дела шли неплохо. По инициативе замполита части провели общее комсомольское собрание танкистов и училища. На собрании комсомольцы-бойцы рассказали, как много зависит в условиях боя от личной подготовленности воина, его смекалки, физической закалки, умения приспособиться к любой обстановке.

Тем временем командир части и офицеры внимательно изучили округу, составили карты и разработали план операции:

— Запомните такое правило, — обратился полковник к будущим бойцам. — Его хорошо усвоили солдаты нашей части. Фашисты упрямо держатся за каждый свой опорный пункт. Но стоит выбить их оттуда, и они в панике бегут без остановки! Тут-то и уничтожать врага! Так вот, смотрите: ваш воображаемый враг засел здесь (карандаш полковника окружил на карте название деревни). Роль врага выполнят опытные, бывалые бойцы. Им не раз приходилось выбивать из населенных пунктов фашистов, и они изучили все повадки противника. Задача перед вами не из легких. Но поступать надо всегда по-суворовски. Помните? Тяжело в ученье, легко в бою!

Вскоре была проведена удивительная военная игра, где учащиеся, будущие защитники Родины, действовали бок о бок с опытными воинами, закаленными в историческом сражении под Сталинградом.

Нужно ли говорить, как много дала ребятам пройденная за несколько дней школа военной науки! Они не только испытали свои силы, но и многое переняли из опыта фронтовиков.

Разбирая ход операции, полковник похвалил ребят за находчивость, храбрость, выносливость, но отметил необходимость лучше владеть компасом и картой.

— Помните, — сказал он на прощание, — всегда побеждает тот солдат, который сумеет правильно ориентироваться на местности и использовать выгоды положения. Поэтому засекайте в памяти все, что вокруг вас, запоминайте каждую тропку, кустик. А то неровен час, попадешь прямо в лапы врагу!

…Часть отправлялась на фронт. Ее ждали фронтовые дороги. В теплый августовский вечер под мирно шумящими соснами бора в расположении танковой части «Трудовые резервы — фронту!» состоялось прощание. Они благодарили друг друга: танкисты — за замечательные машины, учащиеся — за великолепный урок.

До победы оставалось еще два года войны… Крепла дружба армии и трудовых резервов. Только в апреле 1943 г. учащиеся собрали дополнительно и передали для постройки эскадрильи истребителей еще 16 миллионов рублей.

Эти деньги были заработаны комсомольцами учебных заведений за счет свободных дней, часов, минут…

Год за годом сложились в десятилетия после войны. Выросла и стала могучей державой наша страна. Но многие традиции, рожденные в урагане военных дней, живут и поныне.

Фронтовая дружба молодых людей военных лет  стала школой   верности армейскому долгу для многих поколений. Потомки тех, кто победил в тяжелой схватке нацизм и освободил от коричневой чумы народы мира показали   в Сирии, что славные традиции  Великой Отечественной войны   ими не забыты.

Эрик КОТЛЯР.

Добавить комментарий

Loading...
Top