Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > РОМАН-ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

РОМАН-ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Александр Нежный. «Темный век». М., ACADEMIA, 2019

Взяться за роман о неонацизме в России – на такое далеко не каждый осмелится. Однако тезис об осторожности, об опасениях, о самоцензуре часто опровергается сутью литературного призвания: когда мысль и чувство овладевают душой и умом, настоящий прозаик о «смелости» или «несмелости» уже не думает, не принимает во внимание – он просто пишет.

При чтении романа Александра Нежного возникает обжигающее ощущение, что это не роман (художественное, заметим, произведение, то есть сплошной вымысел), не художественное воссоздание реальности (реализм?!), а чуть ли не репортаж с улицы – с философскими отступлениями и размышлениями. Под «улицей» здесь имеется в виду страна и все, что в ней происходит. А вопросительный и восклицательный знаки к слову «реализм» приставлены как отражение двоичности или даже троичности государственно-общественного сознания. Одни считают, что проявления неонацизма в России – очевидная опасность, тем более тревожная, что становится повседневностью. Другие – яростно отрицают: это все клевета, не может быть фашизма в стране, победившей фашизм и больше всех в мире пострадавшей от фашизма! В свою очередь, отрицатели разделяются на две группы: кто-то живет с закрытыми глазами и ушами, или не желает видеть, не желает соглашаться с действительностью, а кто-то агрессивно отрицает и нападает, дабы скрыть единомыслие, тайное или явное соучастие.

В романе «Темный век», действие которого разворачивается в обыкновенном среднероссийском областном городе, группа молодых людей создала некий «союз борьбы за освобождение России». От кого? От чего? От азиатских мигрантов, евреев, вообще – от инородцев, дабы «хранить чистоту крови и верность русским традициям». Дикая, бредовая смесь гитлеровско-фашистского расизма, религиозности, суперменства, неприятия современного российского капитализма – и все вместе выдается за патриотизм. Откуда это возникло? Да,в романе присутствуют и некий преподаватель местного университета с околонацистскими провокационными лекциями, и «духовный пастырь», и московский заезжий публицист-редактор газеты «Рассвет», и неназванные персонажи в серых незаметных костюмах. Их влияние на молодежь безусловно. Но впору задуматься и задаться вопросом: а эти личности, отравляющие молодежь человеконенавистническими идеями, сами-то как и когда ими заразились? Может, зараза витала и витает в атмосфере постсоветского пространства?

«Ничто так легко и просто не становится добычей религиозных фанатиков и националистических подлецов, как сердце человека, требующего незамедлительные и ясные ответы на сложные вопросы бытия, – размышляет один из персонажей романа «Темный век». – Отчего неприятие идеи вызывает лютую ненависть к исповедующему ее человеку? Однако несчастная особенность России состоит еще и в том, что насилие стало частью нашего генетического кода. Ибо главной целью государственного террора в нашей стране было уничтожение личности с присущей ей способностью к независимому мышлению, с благородным чувством собственного достоинства и любовью к свободе».

Безусловным катализатором фашизоидных умонастроений в современной России, по моему мнению, стали исторические потрясения, переживаемые страной в постсоветский период –распад СССР, слом экономики, образа жизни. Миллионы людей оказались выброшенными за борт парохода, который к тому же идет неизвестно куда. Они и их дети и стали питательной средой. Фашизм – идеология ненависти и реванша.В массовом бытовании – выражение комплекса неполноценности, стремление возвыситься за счет других, более слабых.

В романе Александра Нежного «Темный век» молодые люди, объединившиеся в нацистский союз, считающие себя «борцами за традиционные духовные ценности русского народа», почему-то приветствовали друг друга вскинутой вверх правой рукой и взяли себе характерные подпольные клички: «Фюрер», «Борман», «Скорцени». Что дальше – читатель узнает, прочитав книгу. А мы ограничимся выдержками из хроники двухтысячных годов…

В августе 2006-го группа «Спас», называющая себя «патриотической», взорвала бомбу на Черкизовском рынке Москвы. Погибли 14, ранен 61 человек. Один из преступников накануне писал в своем дневнике: «Сейчас я планирую провести крупномасштабную террористическую акцию. Цель – убить несколько сотен врагов и остановить приток иммигрантов».

Затем начальник московской милиции сообщил, что задержанные подозреваются в восьми взрывах в Москве. «Так что они не такие «ангелочки», как кто-то говорит», – заметил он. Странная фраза. Значит, «кто-то» все же считал их «ангелочками»?

В августе 2007 года члены другой группы нацистов прошлась по Москве кровавым маршем. Банду поймали. В нее входили 13 молодых людей от 16 до 19 лет, учащиеся школ и колледжей Москвы. В течение двух месяцев они устраивали побоища на улицах столицы, снимали на видео и выкладывали в интернете. Всего жертвами этой группы стали 27 человек, в их числе и беременные женщины. При обыске обнаружили нацистскую литературу.Однако,необычным было заявление первого заместителя министра внутренних дел: «О каком-либо националистическом мотиве здесь речи не идет. По нашим данным, причиной случившегося стало обыкновенное хулиганство, которое, к сожалению, повлекло столь печальные последствия». В сети началась героизация.

В зале суда приговор встретили возгласами ликования. А убийцы на скамье подсудимых смеялись, поздравляли друг друга, особенно своего главаря, хлопали его по плечу. Причиной восторга был приговор: максимальный срок – 10 лет, минимальный – 3 года колонии. Правозащитники сразу же отметили, что странный приговор расценен в среде нацистов как прямое поощрение.

Они, эти умственно и духовно изуродованные молодые люди – и есть персонажи романа Александра Нежного «Темный век». Повествование ведется от лица Льва Михайловича Трубицына– литератора, автора статей, очерков о русской литературе ХIХ века. Повествование горестное и горькое, поскольку один из видных участников неонацистского союза – близкий ему юноша Лева Шумилин, его воспитанник, которого он считает названым сыном. Родители Левы, школьные друзья Трубицына, назвали сына в его честь. А теперь Лева, выпускник университета, аспирант – в бегах, преследуемый как убийца и организатор убийств… Как так случилось, что произошло?

В контексте романа этот сюжет становится символическим. Кто они, наши дети? И даже шире – кто мы, старшие, их отцы и деды: Мы – чьи дети? СССР, Российской империи, новой России? И какой новой России – каких времен? Тех, когда пытались построить демократию, воспевали общечеловеческие ценности и стремились стать частью мирового сообщества? Или уже нынешних – времен поиска «врагов нации», воспевания «традиционных ценностей» (что это такое?), времен противостояния Западу?

История показывает, что в тех или иных случаях тоталитаризм удовлетворяет и отвечает глубинным потребностям масс. Эти тенденции понимают в мире, не упускают из внимания даже в странах с давними и прочными демократическими традициями и устоями.

Всемирно известный итальянский писатель, философ Умберто Эко, выступая с докладом в Колумбийском университете (США, 1995) на симпозиуме, посвященном 50-летию Победы над фашистской Германией, дал определение фашизма в четырнадцати пунктах. В частности:

– Культ традиции; пренебрежение к сложностям, противоречиям.

– Неприятие модернизма, главенство теории «крови и почвы».

– Культ «действия ради действия». Думание – не мужественное дело.

– Неприятие скептицизма: сомнение и несогласие воспринимаются как предательство.

– Неприятие нестандартного сексуального поведения.

– Ксенофобия, расизм, национализм.

– Одержимость теориями заговора, по возможности – международного, сознание «осажденных в крепости».

– Жизнь – непрерывная война, а пацифизм – сотрудничество с врагом.

– Презрение к слабым.

– Неприятие парламентаризма: есть единый монолитный Народ, чью волю выражает верховный лидер.

Лекция Умберто Эко называлась «Вечный фашизм».

Приведенные в статье выдержки из хроник недавних российских лет говорят сами за себя. Но хроника уходит и забывается, а художественное произведение живет и воздействует на умы и души. В этом – его ценность. Роман Александра Нежного «Темный век» – роман-предупреждение.

Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.

 

 

Добавить комментарий

Loading...
Top