Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ВАДИМ АБДРАШИТОВ: НЕДОСТАТОЧНОСТЬ МИНИМАЛЬНОГО ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ РЕЖИССЕРОВ СКАЗЫВАЕТСЯ НА ТОМ, ЧТО МЫ С ВАМИ СЕГОДНЯ ВИДИМ НА ЭКРАНАХ

ВАДИМ АБДРАШИТОВ: НЕДОСТАТОЧНОСТЬ МИНИМАЛЬНОГО ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ РЕЖИССЕРОВ СКАЗЫВАЕТСЯ НА ТОМ, ЧТО МЫ С ВАМИ СЕГОДНЯ ВИДИМ НА ЭКРАНАХ

Приемные экзамены – это всегда большая ответственность для педагога, входящего в приемную комиссию. К большому удовлетворению всех, Министерство культуры РФ совместно с Роспотребнадзором разработало рекомендации по проведению экзаменов в театральные училища в условиях распространения коронавирусной инфекции. В этом году экзамены на актерско-режиссерские факультеты в ведущие творческие вузы страны будут проходить очно.

Педагоги высших учебных театральных заведений в последнее время выражали крайнюю озабоченность и высказывались в пользу очного проведения творческих испытаний (ведь совсем недавно в воздухе витала идея принимать на актерский факультет на основе онлайн-собеседования и роликов, присланных абитуриентами). Но на экране гаджета, согласитесь, очень трудно понять способности молодого человека. Тем более что и у хорошего оператора-то не всегда получается снять удачно актрису или актера, а что уж что говорить о молодых дарованиях, которые хотя и балуются селфи, но все же не имеют профессиональных навыков работы с камерой. Тем более когда речь заходит о том, чтобы снять самих себя.

Разглядеть молодое дарование вообще сложно, даже при очной встрече: чуть ли не четверть больших артистов были в свое время «завернуты» на подступах к подмосткам. Члены всевозможных приемных комиссий, искренне желая неперспективным, с их точки зрения, абитуриентам добра, предлагали «заняться чем-нибудь другим». И клеили ярлык «профнепригодность». Никулин, Тихонов, Петренко, Марк Захаров… Список можно продолжать довольно долго. Трудно представить себе советский кинематограф без этих людей, однако каждому из них когда-то сказали: «Вы никогда не станете артистом».
Так что очные экзамены – вещь в данном случае совершенно необходимая.

– Мы благодарны Роспотребнадзору, что в своих рекомендациях они регламентировали проведение очных вступительных
экзаменов, – рассказывает заместитель министра культуры РФ Ольга Ярилова. – Это особенно важно для творческих специальностей, по которым невозможно проводить оценку дистанционно. Теперь совместно с нашими творческими вузами мы будем прорабатывать детально этапы приемной кампании, обсудим организацию проведения экзаменов с учетом необходимых профилактических мер.

Рекомендации разработаны в тесном взаимодействии с профессиональным сообществом. Пилотным учреждением выступил Российский институт театрального искусства – ГИТИС во главе с ректором Григорием Заславским, который считает, что соблюдение всех мер предосторожности позволит минимизировать риск заражения новой коронавирусной инфекцией и сохранить здоровье абитуриентов и преподавателей.

Какие же это меры? Творческие учреждения будут проводить постоянную дезинфекцию и проветривание помещений, проводить термометрию на входе, обеспечат соблюдение социальной дистанции между находящимися в помещении.

При этом при входе в здание и санузлы будут установлены дозаторы с антисептическим средством для обработки рук. Перед членами приемной комиссии будут установлены прозрачные экраны, аналогичными при необходимости может быть снабжена и сцена. Предусмотрена возможность увлажнения воздуха.
Но коронавирус не отменил и других важных проблем, которых у педагогов творческих вузов накопилось немало.

– Конечно, – рассказывает народный артист России, руководитель режиссерской мастерской ВГИКа Вадим Абдрашитов, – я не думал, что когда-то буду вести мастерскую. Это ведь невероятно ответственное дело. Молодому человеку, который поступает на актерское отделение, после определенных тестов можно осторожно сказать, что из него может получиться артист. Но быть уверенным, что из молодого человека — а сейчас «в режиссуру» идут совсем молодые, восемнадцатилетние — получится режиссер?! Мы его берем, он решает, что правильно выбрал профессию, уже подписывается «режиссер 1-го курса», но довольно часто таких студентов скоро посещает понимание ошибки в выборе профессии.

Мы, педагоги, знаем и более сложные случаи: на первом курсе человек замечательно себя проявил, на втором снял прекрасную работу, а потом куда-то пропал, его нет. Нет ни достойной курсовой, ни внятной дипломной работы. Не случилось. И сейчас я в ужас прихожу перед приемными экзаменами, потому что режиссерское отделение стремительно молодеет.

Вадим Абдрашитов прав: ВГИК действительно за последние годы помолодел необычайно. Законодательство сегодня таково, что людям с первым высшим образованием, даже очень талантливым, на бюджетный курс поступление заказано.

– Такого ведь не было никогда, – продолжает свою мысль Вадим Абдрашитов. – Когда учились мы, на режиссуре были достаточно взрослые личности. В семидесятом, когда набирал Ромм, у нас было только два вчерашних выпускника, и у них шел процесс обмена с теми, кто обладал тем самым пресловутым жизненным опытом. А недостаточность минимального жизненного опыта сказывается на том, что мы с вами сегодня видим на экранах.

Режиссер обнажил одну из самых серьезных проблем обучения в высших учебных заведениях сегодня. Ведь всем понятно, что режиссура, как и драматургия, — смыслообразующие профессии. Поэтому ВГИК многие годы просил у Госдумы, ни копейки не тратя дополнительно, принять закон о том, чтобы на бюджет разрешили бы поступать людям, «замаранным» предыдущим образованием. То есть людям зрелым, состоявшимся. Все соглашаются, кивают, что это – разумно, но воз, как говорится, и ныне там.

– Кроме разве что, – продолжает Вадим Абдрашитов, – два с половиной года назад президентом были выделены гранты на четыре специальности — дирижер, композитор, режиссер и драматург — по четыре на каждую. Это хоть какой-то шаг вперед.

Мы очень надеемся, что если те, кто учится на эти гранты, ярко проявят себя, у нас будет основание просить увеличения количества этих самых грантов. На которые бесплатно могут обучаться талантливые люди, у которых уже есть одно высшее образование за плечами.

Елена Булова.

Добавить комментарий

Loading...
Top