Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ГАЛИНА ЕВТУШЕНКО: УНИКАЛЬНУЮ ПАНОРАМУ ЗАМОСКВОРЕЧЬЯ ВРЕМЕН ПУШКИНА МЫ ВОССОЗДАЛИ НА ОСНОВЕ КАРТИН СТАРЫХ ХУДОЖНИКОВ

ГАЛИНА ЕВТУШЕНКО: УНИКАЛЬНУЮ ПАНОРАМУ ЗАМОСКВОРЕЧЬЯ ВРЕМЕН ПУШКИНА МЫ ВОССОЗДАЛИ НА ОСНОВЕ КАРТИН СТАРЫХ ХУДОЖНИКОВ

Среди наиболее интересных документальных фильмов, рассказывающих о жизни Александра Сергеевича Пушкина, день рождения которого мы отмечаем 6 июня, есть изумительная лента известного московского режиссера Галины Евтушенко. Картина называется «Пушкинская Италия», что уже само по себе любопытно: Пушкин-то ведь никогда в Италии не был. Тем ни менее этот фильм очень любят и регулярно показывают в Третьяковской галерее, Библиотеке иностранной литературы и в документальных программах многих фестивалей страны. Наш кинообозреватель беседует с режиссером «Пушкинской Италии» Галиной Евтушенко.

— Галина, ваша картина очень теплая по интонации, завораживает уникальными панорамами старинной Москвы и Рима, легким флером пушкинских стихов. Но откуда такое странное название, Пушкин-то ведь в Италии никогда не был?

— И вы абсолютно правы: Александр Сергеевич никогда не был в Италии. Он был, как сегодня сказали бы, «невыездной». Но вместе с тем поэт всей душой стремился в Италию, он изучал итальянский язык, занимался переводами, много знал об этой стране и восхищался ею. Поэтому произнося слова «Пушкинская Италия», мы имеем на это право. Александр Сергеевич, как говаривал Достоевский, «своим всеведеньем поэта» постоянно устремлялся в этот прекрасный уголок земли и в своих стихах называл его «Авзонией счастливой».

— Фильм содержит уникальную, воссозданную вами панораму старого Замоскворечья, которую в свое время мог видеть Александр Сергеевич? Как вам это удалось?

–  Панорама действительно уникальна. Мы взяли фрагменты старых картин, сложили и показываем их как панораму. Получился вид Замоскворечья пушкинской поры, которого нет ни в одном другом фильме. Пушкин очень любил Москву. Еще в детстве родители привели его в Кремль, и детские впечатления легли в основу замысла нашего фильма. Пушкин видел Успенский собор и башни Кремля, где потом развернулось действие его произведений. В «Борисе Годунове» Пимен и Григорий беседуют в библиотеке Чудова монастыря. Кадры библиотеки снесенного Чудова монастыря нам удалось разыскать в архивах, где мы чрезвычайно много работали при создании этого фильма.

—Ваш фильм имеет любопытную конструкцию дилогии. Почему?

–  Первая часть называется «Увидеть Бренту!». Мы находим в «Вечном городе» те места, те памятники, о которых Пушкин знал по рассказам знакомых путешественников. В молодости поэт называл себя «краев чужих неопытный любитель». Картина несется вперед вослед воображению Пушкина, в котором итальянские реалии предстают перед зрителем едва ли не прекраснее, чем на самом деле. Россия и Италия в творческом сознании русского гения — два полюса, две основные смысловые точки фильма. В фильме есть итальянские параллели к «Евгению Онегину», «Медному всаднику», «Песням западных славян», лирическим и драматургическим опытам поэта. Мы пытаемся различить итальянские мотивы в быту самого Пушкина и в жизни его русских современников.

Вторую часть дилогии мы назвали «Паломник духа». Она отделена от первой не столько хронологически, сколько содержательно. Но мотив рассказа об итальянских пристрастиях Пушкина в ней сохраняется. Правда, основной акцент сделан на людях из окружения поэта, которые так или иначе связывали его с «Авзонией счастливой», т. е. с Италией. Это и Гоголь, и княгиня Зинаида Волконская, и Карл Брюллов, и многие другие известные личности.

– Любопытно, что, кроме исторических личностей, в вашей документальной картине есть и игровые персонажи – мадам и месье…

– Да, мы взяли на себя смелость ввести в ткань документальной картины двух воображаемых персонажей из круга знакомцев Пушкина. В их диалогах оживают многие достоверные подробности пушкинских времен, мест, событий.

— А кому принадлежит прекрасная музыка, сопровождающая действие картины?

— Специально для нас композитор Левон Оганезов написал целый итальянский цикл. Особенно хороши вариации на темы итальянских народных песен. Он сам и исполнил их. Украсили дилогию и итальянские мелодии в исполнении Елены Камбуровой. А Олег Митяев предложил включить в фильм песню из своего итальянского цикла на стихи Пушкина «У Гальяни иль Кальони». Она звучит, когда мы как бы вместе с Пушкиным заходим в известное римское кафе «Греко», где бывали Гоголь и Кипренский, братья Киселевы, друг Пушкина Соболевский, музыканты и чиновники, военные, артисты, неслужилые помещики.

– Очень хорошо помню это изумительное кафе в Риме, напоминающее музей. Там «отмечаются» все туристы именно потому, что оно было излюбленным местом посещения творческой элиты той поры.

– Да, в нем представители этой элиты философствовали, обсуждали московские и петербургские новости, читали газеты, знакомились с книжными новинками. И, конечно, если бы Пушкину довелось побывать в Италии, он бы сделался завсегдатаем этого кафе.

— Свой голос картине «подарил» артист Алексей Гуськов?

— Алексей — знаток творчества Пушкина, тонко чувствующий и передающий поэзию.

— А как же вам удалось попасть на виллу Зинаиды Волконской в Риме? Насколько я понимаю, она была в первый раз показана на экране?

— Здесь мой соавтор фильма Алексей Михайлович Букалов использовал свои служебные связи дипломата. Сейчас эта вилла — резиденция английского посла.

— Важнейший эпизод ленты построен на кинохронике начала ХХ века, где кинокамера следит за визитом императора Николая II в Италию. Знают и помнят ли об этом в Италии?

— Итальянцы с большим интересом отнеслись к нашим историко-архивным изысканиям. Они не предполагали, что путешествие Николая Второго снимали русские операторы и так подробно. И увидели в архивных съемках много того, чего раньше не видели. Например, как встречают русского императора итальянские военные начала века. Они не подозревали, что в официальной поездке монарха сопровождали не только свита, но и итальянские мотивы произведений Пушкина.

— Есть ли у зрителей шанс увидеть ваш фильм на ТВ?

— Надеюсь, что картиной заинтересуется канал «Культура», хотя мы открыты для всех. Этот фильм очень ценят и любят показывать в кинозале Третьяковской галереи.

Елена Булова

 

Добавить комментарий

Loading...
Top