Вы здесь
Главная > #СМОТРИ/СЛУШАЙ > ПИНОККИО. ФИЛОСОФИЯ СКАЗКИ

ПИНОККИО. ФИЛОСОФИЯ СКАЗКИ

10 июня компания «Вольга» выпускает в прокат на цифровых платформах новый фильм Маттео Гарроне «Пиноккио». Забудьте все, что вы помнили про фильм «Приключения Буратино», и посмотрите на эту историю совсем другими глазами.

Если вы видели другие фильмы МаттеоГарроне, в частности «Страшные сказки», то объяснять, в чем его эстетика и философия, не нужно. Вы либо в восторге от нее, либо нет. Для меня это один из самых ярких и красивых фильмов по мотивам итальянских сказок.

«Пиноккио» – совсем другая история. Многим он показался мрачным и отталкивающим. Мне, напротив, показался глубоким и вдумчивым. Его выразительность не бьет наповал, скорее, воспевает красоту забвенияи преходящестисамой жизни.

Действие начинается зимой, в полуразрушенной тосканской деревне, где старый папаДжеппетто, создавший Пиноккио (неподражаемый Роберто Бениньи, который уже играл в другой версии Пиноккио (2002 г.) главного героя), одет в потрепанную одежду и практически голодает, он ищет любую столярную работу за еду. Смотреть на это больно и удивительно современно, ведь плохие времена могут наступить когда угодно, как мы знаем.  Когда в городок приезжает кукольный театр, ему приходит в голову идея создать свою деревянную куклу и зарабатывать на ней деньги. Но когда он видит, что получилось из полена, то, как настоящий творец, испытывает самые искренние родительские чувства к своему творению и обещает заботиться и защищать его всю свою жизнь. Он покупает ему азбуку и отводит в школу, Пиноккио, как мы знаем, продает азбуку и сбегает в театр. Но дальше совпадения заканчиваются,что позволяет полностью погрузиться в мир, который придумал режиссер и сочинил в XIX веке Карло Коллоди. Бедный, обветшалый, где у всех грязные руки и пустые животы. Италия не нарядная и солнечная, а намеренно неяркая, приглушенная. Самым яркой краской фильма стал костюмчик и колпачок Пиноккио темно-красного цвета.

Приключения Пиноккио совсем не веселые и героические в духе «сейчас мы наставим шишек Карабасу и подеремся с собаками стражниками». Это путь очеловечивания, постепенного и иногда мучительного. Здесь есть и путешествие в чреве гигантской акулы, и превращение в осла, и выступления в цирке, здесь Лис вместо Лисы Алисы, да и самого Карабаса зовут по-другому и он больше похож на бродячего цыгана, такого же несчастного, как и все другие обитатели сказки. Здесь есть многое, чего не перевел для нас в своей авторской версии Алексей Толстой.

Но прежде всего есть отец и сын, и это настоящая притча о взаимнойзаботе о поиске себя и своего места в жизни, о том, что такое быть благоразумным и безрассудным. Есть невероятно красивая фея (французская модель и актриса Марина Вакт) вместо Мальвины с ее няней огромной Улиткой.

Этот фильмгрустный, непривычный и очень глубокий. Он заставляет задуматься всех. Мы смотрели фильм с детьми, и они долго спорили, хорошо это или нет, если он станет человеком, ведь тогда он сможет чувствовать боль, когда его бьют, или утонет в море. Но ведь и радость он тоже сможет чувствовать, отвечала я. Роман очеловечивания куклы, снятый как будто в манере обветшалого театрадель арте, где есть и комические, и пугающие персонажи, невероятно трогателен и красив особенной красотой забвения.

«Быть человеком – это значит каждый день прилагать усилия, чтобы быть человеком». Вот об этих маленьких и простых усилиях, способных совершить большое чудо, и рассказывает фильм.

Мария Чемберлен.

Добавить комментарий

Loading...
Top