Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ПСИХОЛОГИЯ ПАНДЕМИИ

ПСИХОЛОГИЯ ПАНДЕМИИ

коронавирус, компьютер

Круглый стол «Психологические вызовы пандемии коронавируса: как с ними справляться» состоялся в понедельник в МИА «Россия сегодня».

Ситуация неопределенности, ограниченности действий, угроза жизни и здоровью, характерная для пандемии коронавируса, не может не влиять на психологическое благополучие населения. Ограничительные меры делают из людей параноиков.

Таковы оценки организаторов мероприятия. Они в общем верны, но не совсем. Исследования психологов опровергают некоторые устойчивые мифы современности и показывают, что люди реагируют на хронический стресс по-разному до противоположности.

Зав. кафедрой педагогики и медицинской психологии Первого меда Мария Киселева предупредила, что последствия пандемии будут иметь пролонгированный характер. После снятия ограничений кто-то пускается во все тяжкие. Другие напуганы. Нарастают конфликты внутри коллективов. Те, кто остался на работе, считают себя героями.

Мария Киселева рассказала, как относиться к ЕГЭ, и ее рекомендации носят универсальный характер. Самое главное – не готовиться к ЕГЭ как к концу света. Использовать дыхательные техники при возникновении признаков паники. Вдох должен быть вдвое меньше выдоха. Попытаться зафиксироваться, где мы находимся. Оглядеться, посчитать пять-шесть предметов. Определить запахи. Задействовать вкус. У абитуриентов есть водичка, сделать глоток.

Психологи считают тревогу нормальным состоянием. Поддаваться или использовать для адаптации, решает сам человек. СМИ могут тревогу усиливать. Соответственно надо выбрать для себя источник информации. И не надо самому становиться врачом или экспертом по COVID. В случае признаков написать гневное письмо коронавирусу: «Здравствуй, дорогой вирус!»

Заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Александр Веракса сообщил, что уровень тревоги у молодежи России ниже, чем в других странах. Дети до трех лет показали прогресс. Родители остались с детьми и насытили общение. Подростки столкнулись со сложностями дистанционного обучения. Проверка пройдена успешно, и российский опыт востребован за рубежом. Однако контент не выдержал проверки.

Имеются в виду рекомендации для родителей.

Преподаватель психологии Юлия Красавцева рассказала о результатах исследование врачей, которые работали в красной зоне. Изучали отношение к работе, симптомы тревоги и стресса в зависимости от экстраверсии, интроверсии, открытости новому опыту, эмоциональной стабильности.

Свою работу врачи ассоциируют с триадой: бессонные ночи, кофе и очень здорово. Что самое тяжелое? Ответ удивил. Риск заболеть самому на третьем месте. На первом риск заразить близких. На втором неопределенность.

Возраст и открытость новому опыту снижают стрессовое воздействие. Экстраверсия, добросовестность, сознательность, желание делать все как нужно усиливают ощущение тревоги и стресса среди врачей.

Парадоксальный результат в том, что врачи вне красной зоны оценивали свои симптомы выше, чем те, кто непосредственно работал с пациентами COVID. У них депрессия была выше.

Добавила парадоксов преподаватель кафедры педагогики и медицинской психологии Первого мединститута Дарья Довбыш. Как ни странно, подростки нуждаются в информации о коронавирусе. 30% говорят, что стало тяжелее учиться. 40% указали, что стало тяжелее общаться со сверстниками. Понятно, до трех лет дети нуждаются в присутствии значимого взрослого. Но и подростки говорят о семье. Общения стало больше, но от этого выросло количество конфликтов. Основные вызовы следующие: травля онлайн или кибербуллинг, сдача экзаменов, дефицит ресурсов для получения помощи и поддержки. Многие привычные места – школа, спортивные секции не работают.

Таким образом, интернет-зависимость оказалась мифом. Во многом задает тон жизни подростков семья. Ребенку необходимо, чтобы семья стала источником поддержки, а не источником стресса.

Вовлеченность, ответственность и контроль помогают пережить хронический стресс. На кафедре педагогики и медицинской психологии Первого меда разработали тренинг жизнестойкости. Люди могут влиять и активно участвовать, а не чувствовать себя пассивными жертвами. Жизнестойкость снижает эмоциональное выгорание, повышает эффективность и качество жизни. Причем даже у больных. Тренинг жизнестойкости помогает снизить субъективные последствия в депрессии и объективное давление.

Техника тренинга жизнестойкости включает три этапа: реконструкции ситуации, фокусирование с обращением к внутреннему смыслу для инсайта, затем на базе достигнутого компенсаторное самосовершенствование.

Если предстоит какое-то пугающее событие, нужно проанализировать, какой может быть наихудший, наилучший и реалистичный исход. Вспомнить, что случалось раньше, что при этом происходило и чем закончилось. Соответственно принять превентивные меры.

Преподаватель той же кафедры Виталий Епишин представил материалы исследования «Жизнестойкость как адаптационный ресурс личности в период пандемии COVID-19». Сведения собирали с 14 марта по 15 мая. Жизнестойкость человека позволяет ему не снижать производительность и гасить конфликты. Вовлеченность, убежденность и контроль риска – три составляющих жизнестойкости.

Что бы ни происходило, человек воспринимает любое событие как возможный источник чего-то важного. Он принимает риск и сохраняет убежденность в том, что жизнь всегда содержит какие-то изменения. Пытается справляться не через регрессивное поведение зависимости, а пытается справляться своими силами.

Помимо жизнестойкости, рассматривали осмысленность жизни. Люди с низкими показателями жизнестойкости показали нарастание тревоги по всему периоду. С высокими – сначала испытывали тревогу. Потом наступала обратная реакция.

Психолог Епишин особо подчеркнул, что жизнестойкость не врожденное генетически обусловленное свойство. Это можно сформировать у людей.

Закончил известной бытовой формулой: «Что нас не убивает, делает нас сильнее».

Автором концепции жизнестойкости назван Сальватере Мадди. Я слышу о нем впервые. Все остальное хорошо известно в описании генетической инженерии in populi, которая на эволюционно-генетическом языке объясняет, как работает приведенная Епишиным формула.

Интересное кино показала нам пандемия. Философствования на темы социал-дарвинизма куда-то провалились, и специалисты занялись любимым делом изобретения велосипедов. Кризис с хроническим стрессом действительно разваливает популяцию на полярные группы и выделяет для будущей жизни тех особей, у которых он стимулирует жизненную силу. Это суть эволюционной концепции Эразма Дарвина, известной по учению его последователя Жана Батиста Ламарка.

Круглый стол на площадке ведущего агентства страны оказался очень полезным в практическом плане. Действительно, пандемия реально стала мощным источников доказательной информации.

Лев МОСКОВКИН.

Фото из открытых источников.

Добавить комментарий

Loading...
Top