Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ПЕРСПЕКТИВЫ ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ

ПЕРСПЕКТИВЫ ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ

Возможные перспективы дальнейшего применения этой новой формы волеизъявления стали предметом обсуждения на круглом столе, который прошел в Общественной палате РФ.

«Шаг в будущее», реализующий идеалы далёкого прошлого

Дальнейшие перспективы дистанционного электронного голосования обсуждались не только с учетом уже близкого сентябрьского единого дня голосования, но и выборов в Госдуму 2021 года. Тем более неожиданно в этом контексте прозвучало заявление депутата Госдумы РФ Антона Горелкина, принявшего участие в мероприятии, о том, что в будущем электронное голосование как инструмент прямой демократии может привести к ликвидации депутатского корпуса:

«Наш эксперимент показал, что электронное голосование успешно применимо в масштабах огромной страны. При этом его потенциал, по-настоящему, я уверен, должен раскрываться на уровнях районных и муниципальных. Когда-то на университетском курсе философии нам рассказывали о недостижимом идеале демократии античных полисов: там каждый гражданин напрямую мог участвовать в решении вопросов городского хозяйства и политики. Но, как нам тогда объясняли учителя, этот идеал недостижим, и поэтому в больших государствах и больших городах приходится применять так называемую «представительную демократию», то есть опосредованное участие граждан в политике. Тогда интернет только развивался, никто и представить себе не мог, что через относительно небольшой промежуток времени (пару десятилетий) у нас появится возможность поддерживать фактически постоянную прямую связь местной власти с каждым гражданином. То есть интернет может и должен стать инструментом будущей прямой демократии, и развитие системы электронного голосования – это краеугольный камень этого процесса. Мы в этом плане пришли к «новой античности».

Если предположить, что этот процесс зайдет достаточно далеко, то, возможно, мы столкнемся с тем, что отпадет надобность и в депутатах – представителях народа во власти. Зачем нужен посредник-депутат, если избиратель может напрямую взаимодействовать с государством?! Говорю это с полным осознанием того, что я сам являюсь депутатом».

Но, как подчеркнул Антон Горелкин, «наслаждаясь этой фантазией, нам нужно уже сейчас работать по нескольким направлениям»: во-первых, над совершенствованием системы защиты данных; во-вторых, необходимо улучшать систему подтверждения избирательных прав и анонимности:

«Нам кажется само собой разумеющимся, что каждый из нас на выборах голосует за себя, мы не можем прийти на избирательный участок и проголосовать даже за самых близких людей. Аналогичная ситуация в сети требует от нас технологических решений высокого качества проработки (сейчас невозможно точно установить, в чьих руках находится устройство в момент голосования. – С. И.). На мой взгляд, уже в недалеком будущем было бы полезно использовать системы на основе биометрических критериев».

Запрос регионов

Как сообщил член ЦИК РФ Антон Лопатин, курировавший процесс электронного дистанционного голосования по поправкам в Конституцию, заявку на участие в онлайн-голосовании подавали 5 регионов, и лишь 2 из них были утверждены ЦИКом – от Москвы и Нижегородской области. При выборе площадок для «апробации» новой формы волеизъявления прежде всего оценивался уровень «технической готовности регионов».

«С уверенностью можно сказать, что эта форма голосования дает дополнительные возможности с учетом нынешней ситуации, связанной и с пандемией, и с самоизоляцией некоторых категорий граждан. Этот проект совершенно точно можно считать успешным. Данная форма голосования, безусловно, будет востребована и в будущем. (…) Если брать обращения и жалобы, которые поступали по онлайн голосованию в ЦИК, то можно отметить две важные составляющие, которые в перспективе имело бы смысл доработать.

Во-первых, достаточно много было отказов в доступе к электронному голосованию по причине сопоставления персональных данных (в соответствии с порядком, принятым ЦИК, только при стопроцентном сопоставлении данных по гражданам в системах Мос. ру, Единого портала госуслуг и Регистра избирателей, который находится в Государственной автоматизированной системе «Выборы», предоставлялся доступ к электронному голосованию). В связи с этим было достаточно много отказов: если при «слитии» баз у участника голосования не была сопоставлена хотя бы одна составляющая (например, если паспорт менялся по достижении возраста, а в Едином портале госуслуг и в Регистре избирателей были разные его варианты). Поэтому надо думать, как сделать так, чтобы у нас в режиме онлайн сопоставлялись все базы.

Вторая составляющая поступивших жалоб и обращений была связана с возможностью наблюдения за дистанционным электронным голосованием, скажем так, обычным, технически не подготовленным наблюдателем».

Рассказывая о поступивших обращениях, Антон Лопатин напомнил, что этот проект удалось реализовать в крайне короткие сроки: всего месяц понадобился, чтобы весь этот проект обеспечить технически, сформировать корпус наблюдателей и сопоставить участников голосования. По его словам, «не было бы счастья, да несчастье помогло: если бы не было режима самоизоляции, возможно, мы подходили бы к внедрению этой формы голосования намного осторожнее и дольше».

«Но, в целом, проект успешный, и Центральная избирательная комиссия планирует его масштабировать, но для этого нужна законодательная база», – отметил Антон Лопатин.

Как заявила секретарь ЦИК Майя Гришина, важно не только желание региона участвовать в электронном голосовании, но и технологическая база:
«Пока нет информации о каких-то официальных заявках (от регионов на участие в дистанционном электронном голосовании в сентябре). На самом деле, это вопрос ближайших трёх недель. Я думаю, будет больше ясности».
По консолидированному мнению участников круглого стола, электоральный процесс стал намного проще и быстрее, что, в свою очередь, отразилось на проценте голосующих. К 29 июня число проголосовавших онлайн превысило миллион человек. Общая явка на электронное голосование по поправкам к Конституции РФ превысила 90 процентов. Всё это, по мнению первого заместителя председателя Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александра Малькевича, стало предметом зависти «многих представителей западного мира».

Сергей ИШКОВ.

Добавить комментарий

Loading...
Top