Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ПАРК СЕВЕРНОГО РЕЧНОГО ВОКЗАЛА: КАКИМ ОН БЫЛ И КАКИМ БУДЕТ

ПАРК СЕВЕРНОГО РЕЧНОГО ВОКЗАЛА: КАКИМ ОН БЫЛ И КАКИМ БУДЕТ

В парке Северного речного вокзала кипит работа. На каждом пятачке либо рабочий, либо техника. Работы начались зимой 2019 года, а их окончание запланировано на начало осени – парк должен стать подарком столице ко Дню города. И в этом деле задействованы почти все структуры Комплекса городского хозяйства Москвы.

Парк в миниатюре

В планы вмешалась пандемия коронавируса – на два весенних месяца пришлось прерваться. Правда, строители вернулись на свои рабочие места уже в середине мая. Но вот работы по благоустройству в самом парке, за которые отвечает Департамент капитального ремонта, не возобновлялись до середины июня. Поэтому сейчас исполнительный директор компании ООО «МЕГАПАРК» Марина Байлозян очень торопится. Регулярно ездит на объект и проходит по нему от и до: от территории Национального теннисного центра до церкви Феодора Ушакова и от Ленинградского шоссе до канала имени Москвы.

Марина Байлозян, исполнительный директор компании ООО «МЕГАПАРК»

Деревья подсказали 

Можете себе представить, – говорит она, показывая на макет парка, который стоит в штабе строительства, – когда мы начали работу, здесь много чего не было! По чертежам, которые мы обнаружили в архивах, в парке должно быть четыре аллеи, параллельные Ленинградскому шоссе, и девять перпендикулярных, то есть он имеет строгую геометрическую планировку. Однако в наличии была только часть аллей: главная аллея, аллея, ведущая от главных ворот к зданию вокзала и еще четыре в разных частях парка. Остальные были утрачены.

Что там у нас на плане

Марина показывает на южную часть парка. Здесь на плане обозначен большой квадрат. Как будто главная аллея – это рукоятка молота с навершием. В середине квадрата расположены цветники, вокруг них павильоны, а по периметру обрамляющих его дорожек  – площадки. На плане они кажутся небольшими, но на деле площадь каждой – около 200 кв. м.

– Вот этой части тоже не было, – поясняет Марина. – Восстановить ее нам помогли… деревья! Они высажены по периметру этих площадок и четко обозначали их границы.

Площадки, которые удалось обнаружить только благодаря деревьям

По проекту это будет замечательное место для тихого отдыха. Часть площадок будет оборудована для детей, часть – для игры в шахматы или иного проведения досуга. Марина Байлозян считает, что парк станет идеальным местом отдыха для людей всех возрастов и увлечений. Здесь можно будет посидеть со стаканом кофе, полюбоваться рекой, цветниками, скульптурами и погулять по аллеям.

Рядом со штабом строительства

Чертежи и реальность

Так выглядит сейчас главная аллея
Так выглядит сейчас главная аллея

О проекте парка Марина рассказывает с увлечением. Показывает на план и все время говорит: этого не было, это было утрачено… Что-то потеряли недавно, а что-то – давно. Например, чугунную решетку ограды практически растащили в лихие девяностые годы. А вот когда исчезли часть дорожек и две чаши фонтанов – неизвестно. Вместо одного из них была сделана грубая чаша из бетона, выкрашенная в голубой цвет и размером меньше той, что фигурирует на чертеже. Также неизвестно, когда были утеряны и заросли больше половины парковых дорожек и почти все площадки для отдыха.

Чашу фонтана собирают немного в стороне. Не хватает только замкового камня

Место под фонтан

Здесь собирают еще один фонтан

Поэтому проектировщикам пришлось закопаться в архивы, поднять старые чертежи проекта Шафранского, фотографии. А вот людей, которые помнили, каким был парк, осталось очень мало. Ведь он был построен в конце тридцатых годов, а уже в конце восьмидесятых начал приходить в запустение! Планировку парка разработал инженер зеленого строительства Т. П. Шафранский. В ее основу легла осевая композиция с системой перпендикулярных аллей, что характерно для советского садово-паркового искусства 1930 – 1940-х годов.

Будущий променад

Так что невольно возникает вопрос: а насколько чертежи соответствуют тому, что было в реальности? 30-е годы XX века – тяжелое, неспокойное и довольно бедное время. Время, когда основные силы страны были брошены на поднятие производства. Действительно ли получилось у создателей парка то, что они задумали?

Что там у нас на плане

И, может быть, то, что создается сейчас, спустя более 80 лет, силами Комплекса городского хозяйства города Москвы, будет больше, значительнее, великолепнее, грандиознее и прекраснее того, что было? Может же быть такое, что реконструируют не реальный парк, а проект парка?

Люди и техника на каждом пятачке

Каких только городских служб тут нет!

Не только бетон и гранит 

Над этим вопросом Марина Байлозян слегка задумывается, а потом отвечает так:

– Вы знаете, деревья высажены именно так, как все это выглядит на чертеже. Вообще озеленение в парке очень хорошее, поэтому мы огораживаем каждое дерево на период благоустройства парка.

Статуя «Водный путь»

При строительстве парка гранит использовался только на входной группе. Здесь стоит скульптура «Вод­ный путь» – девушка с поднятым над головой корабликом. Она бетонная, но стоит на гранитном основании. Из гранита выполнены и столбы, обозначающие проход к зданию Северного речного вокзала. А вот у скульптуры «Спорт» в глубине парка основание из бетона. Кстати, все гранитные элементы будут отреставрированы, собственно, как и сами скульптуры.

Статуя «Спорт»

При этом нельзя приуменьшать грандиозные работы, которые были выполнены для строительства и канала имени Москвы, и самого парка. Здесь было ровное место, по которому ходили люди. И сам канал создавался не только методом рытья русла, но и методом поднятия его берегов. Парк Северного речного вокзала разбит на огромной насыпи – пять с половиной метров земли и песчаного основания, десятки тысяч тонн грунта потребовалось привезти сюда!

Возникли проблемы и с оградой. Ее столбы были установлены на бутовый фундамент (в его основе лежат довольно крупные, неровные камни). Удивительно, как эти столбы вообще столько простояли!

Крышу баллюстрады сюда!

Но вот деревья в парке действительно хороши! За столько лет они разрослись, окрепли. Отлично сохранились и исторические аллеи – кленовая и липовая. На деревья в парке возложена сложная миссия – они должны защищать парк от шума оживленного Ленинградского шоссе. Марина Байлозян добавляет, что на самой близкой к шоссе аллее парка будет выполнена рядовая подсадка деревьев, которая со временем станет своеобразным шумозащитым экраном. А вот в глубине парка тишина и покой обеспечены.

Старое и новое

Большая часть парка реконструируется по сохранившимся чертежам. Будет сохранена советская стилистика – ограда оформлена венками с пятиконечными звездами, на клумбах преобладают красные цветы. Вот разве что материалы будут использоваться более качест­венные и долговечные.

Мостят одну из второстепенных аллей

а когда ее вымостят гранитом – она будет выглядить вот так. Ну, еще клумбы добавятся

Однако есть и новинки. Например, вдоль набережной появится уменьшенная копия канала имени Москвы со шлюзами. А в самом парке новый смысл обретет здание котельной. Когда-то она была построена для того, чтобы отапливать здание Северного речного вокзала. В ходе благоустройства к зданию вокзала были проложены новые коммуникации, и котельная оказалась не у дел. В ней появится кафе.

Бывшая котельная, будущее кафе

А туристов от здания Северного речного вокзала будут забирать современные элетрошатлы.

Яна МАЕВСКАЯ.

Фото автора.

Добавить комментарий

Loading...
Top