Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ПРАВДА ВОЙНЫ ГЛАЗАМИ ВОЕННОГО ФОТОКОРРЕСПОНДЕНТА

ПРАВДА ВОЙНЫ ГЛАЗАМИ ВОЕННОГО ФОТОКОРРЕСПОНДЕНТА

Фотограф Сергей Струнников в окне кинопоезда в 1934 году-c

«Утром 22-го они вылетели на базу „летающих крепостей“, а ночью были убиты. Страшно. Меня эта весть поразила почему-то больше, чем известие о гибели Калашникова. Еле сдерживал слезы. Как раз накануне вечером оба были у меня. Струнников показывал снимки приема в особняке НКИД. Молотов, Микоян, Вышинский, Лозовский — прямо живые, свежо и непосредственно», – так написал 25 июня  1944 в дневнике о своих   погибших коллегах, военных корреспондентах Сергее Струнникове и Петре Лидове, редактор газеты «Правда»  Лазарь Бронтман.

– Фотография — это документ, –  говорил про свою работу военный фотограф Сергей Струнников. – И если я заставлю людей позировать мне, играть ради снимка, то займусь не чем иным, как подделкой документов.

Видимо поэтому его снимки  нам, потомкам, так интересно разглядывать: в них читаются детали, видны подлинные приметы времени. Тем более, что Струнников — автор кадров, перевернувших визуальные нормы и способ видеть мир.

Фото Сергея Струнникова (архив)
Фото Сергея Струнникова (архив)

Убедиться в этом можно лично. Вчера вечером в Розовом зале Российской Государственной библиотеки открылась выставка военных плакатов и фотографий военных корреспондентов «На войне как на войне», на которой представлены, в том числе, и  редкие фото Сергея Струнникова. Мало кто знает, что съёмки во время войны могли осуществлять только аккредитованные фотокорреспонденты. И их работа была не менее опасной, чем у рядовых солдат, нередко они оказывались на передовой, многие были убиты.

В работах военных фотокорреспондентов были, в основном,  общие сюжеты — репортажи о наиболее отличившихся героях, снимки разрушений и жертв. Проза войны, фронтовые будни гораздо реже попадали в объектив: мешали строжайшие цензурные рамки, партийные директивы, определённый заказ и отбор присланного материала в редакциях. Все это  вносило ограничения в сюжетное многообразие снимков, появлявшихся в печати тех лет. Но на выставке  их  можно  будет увидеть.

57 фотографий Сергея Струнникова, работавшего в  «Правде» с начала войны, в 1942 году были представлены на выставке «Москва военная» в Центральном доме Красной армии, тогда же он получил медаль «За боевые заслуги». А международную известность  ему принес посмертный снимок Зои Космодемьянской, опубликованный 27 января 1942 года.

Ежи на окраинах города и Лиговка, 15
Ежи на окраинах города и Лиговка, 15

До нас дошли дневники и письма фотографа. Вот что он пишет после перенесенного сыпного тифа из подмосковного санатория «Архангельское» своему другу-корреспонденту «Правды» Петру Лидову 14 марта 1942 года: «Судьба и обстоятельства перебросили меня в санаторий, где я ремонтирую свое здоровье, чтобы вновь вместе с Вами (это мое желание) создавать ценные вещи нашей эпохи для потомков, для истории, отойти от стандарта и брать самую соль жизни, самое острое, самое необходимое».

Погиб Сергей в ночь с 22 на 23 июня 1944 года от авиационной бомбы на военном аэродроме под Полтавой. Эта бомба унесла и жизнь его коллеги  журналиста Петра Лидова.

В фондах Российской Государственной библиотеки  есть альбомы с работами Сергея Струнникова — всего более тысячи фотографий. Естественно, что на выставке представлены лишь некоторые из них. Можно тут увидеть и часть отпечатков  из наследия другого фотографа  – Владимира Гребнева. Выставка открыта до 30 сентября 2020 года.

Елена Булова

Добавить комментарий

Loading...
Top