Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > МИХАИЛ ГОЛИКОВ: ПРИЗЫВ БЕТХОВЕНА «ОБНИМИТЕСЬ, МИЛЛИОНЫ» –   ДЕВИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО МОМЕНТА

МИХАИЛ ГОЛИКОВ: ПРИЗЫВ БЕТХОВЕНА «ОБНИМИТЕСЬ, МИЛЛИОНЫ» –   ДЕВИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО МОМЕНТА

В августе  стартовал, возможно,  самый амбициозный оркестровый проект 2020 года  – Digital Orchestra by Golikov. Первое выступление коллектива состоится на международном фестивале BEE250VEN 21 августа, приуроченном к 250-летию великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена. В год празднования юбилея Бетховена оркестр исполнит девять симфоний великого композитора.

Новая оркестровая формация Digital Orchestra by Golikov объединит лучших мировых музыкантов. Пластичный состав оркестра будет постоянно меняться: музыканты-участники со всего мира уже начали совместно осваивать обширный репертуар – от классических до самых современных интерпретаций известных произведений, работ молодых композиторов, а также стилистических и жанровых экспериментов.

– Большая часть состава, —  рассказывает в эксклюзивном интервью художественный руководитель Digital Orchestra by Golikov и главный дирижер Государственной филармонии Санкт-Петербурга  для детей и юношества Михаил Голиков,  – музыканты международного оркестра «Таврический», уникального российского коллектива. Других таких молодых высокопрофессиональных оркестров у нас нет: средний возраст участников «Таврического» — 25 лет. Он играет не только классическую музыку, но и симфоджаз, симфорок, современную экспериментальную музыку, саундтреки из кинофильмов и другие жанры, казалось бы, несовместимые с оркестром. И эту тенденцию мы хотим выделить. Мы хотим также показать, что мир музыки для потенциального меломана может быть больше, чем он себе представляет. Идея собрать сообщество единомышленников и вместе создать новую оркестровую формацию – Digital Orchestra, появились у меня еще до начала эпидемии коронавируса. А теперь, когда мы так долго были лишены возможности выступать перед публикой и не знаем, как будут складываться события в будущем, у нас созрел план развития оркестра, концепт первых выступлений, и уже выбран репертуар и локации, которые зрители скоро смогут увидеть из любой точки мира. Я счастлив, что мои идеи воплощаются в реальность, и мы вместе с музыкантами можем расширить привычные границы «охвата» классической музыки.

Одна из целей  Михаила Голикова – привлечение к классической музыке   новой молодой аудитории, так называемого «цифрового поколения», плохо знакомого  с классикой. Голиков  активно осваивает диджитал-форматы и использует возможности, которые дает стремительное  развитие цифрового пространства для совместного творчества, общения и обмена опытом среди музыкантов разных стран.

– Анализируя, как мои коллеги из других стран вовлекают все больше и больше аудитории в мир классики,  – продолжает Михаил Голиков, – я вдруг  понял, что есть залы, филармонии, театры, где выступают серьезные артисты, они разными путями стараются приобщить молодежь и неподготовленную аудиторию к миру классики, но зал не может вместить много людей. Во время пандемии, когда мир перестал общаться вживую, все перешло в онлайн. Я наблюдал за тем, как изоляция влияла на музыкантов, как они начинали каждый в своем доме записывать видео выступлений и публиковать их в интернете, и понял, как может существовать проект, который вовлечет огромное количество людей. Мы стали делать первые шаги и сводить отдельные записи в единую конструкцию, это и стало прообразом Digital Orchestra.

В рамках международного онлайн-фестиваля, подготовленного  к 250-летию великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена, оркестр исполнит пять нечетных симфоний Бетховена (1, 3, 5, 7 и 9 симфонии) в современном прочтении. Первый цифровой концерт Digital Orchestra by Golikov состоится 21 августа.

В состав оркестра вошли ведущие музыканты Большого, Мариинского и Михайловского театров. А также музыканты Симфонического оркестра Ленинградской области, музыканты Российского национального оркестра, Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, Национального филармонического оркестра России, Международного симфонического оркестра «Таврический», солисты  Москвы и Санкт-Петербурга. К ним присоединились  солисты Гамбургской государственной оперы Владимир Байков, китайская скрипачка Чжен Мин Мин, музыканты Нью-Йоркской филармонии Шэрон Ямада, Джулия Зискель, Ребекка Янг, Алексей Гонсалес. Международными участниками проекта также стали камерные составы Michelangelo String Quartet, NY Phil Soloists, Lemberger Solisten, скрипачи Алисса Маргулис и Михаэль Баренбойм, пианист Генри Сигфридсон, виолончелист Александр Бузлов и другие.

29 августа коллектив исполнит знаменитую 9-ю симфонию Бетховена с ее заключительной «Одой к радости» на слова Фридриха Шиллера.

– 9-я симфония Бетховена, –  комментирует свой выбор Михаил Голиков, – это гимн-призыв к человечеству. «Обнимитесь миллионы» – девиз исторического момента. Исполнение этой симфонии нашим коллективом способствует созданию нового культурного моста между Россией и Германией. Надеюсь и уверен, что мы сможем построить такие мосты и с другими странами.

Любопытно, что записи всех девяти симфоний Бетховена проходили в необычных локациях Санкт-Петербурга. Это – Петропавловская крепость, киностудия «Лендок»,  трамвайное депо, Анненкирхе, Музей Street-Art, особняк «Пальма», Витебский вокзал,. Российский этнографический музей.

Сами музыканты очень высоко отзываются об этом необычном проекте.

– Объединение музыкантов из разных оркестров и стран, – считает Петр Кондрашин, концертмейстер оркестра Большого театра, – очень интересная и перспективная идея. Мне приятно, что Михаил пригласил меня участвовать в этом проекте. Хочется очень ответственно подойти к интерпретации симфоний Бетховена. Мы стараемся найти новые нюансы и краски этой музыки. Сам процесс изучения Бетховена бесконечен, и очень важно не замыкаться на общепринятом восприятии.

С благодарностью отзывается  о проекте и солистка Мариинского театра  Мария Федотова.

– Мне очень интересно принимать участие, – говорит  флейтистка, – маэстро Голиков делает все возможное, чтобы поднять дух музыкантов и слушателей.

А Дмитрий Клеменок (литавры), музыкант филармонического  оркестра Санкт-Петербурга, особо отмечает необычные локации и рассказывает о реакции молодой аудитории на .проект.

– Здесь все совсем по-другому, – говорит Дмитрий Клеменок, – Каждый раз новые помещения, нестандартные залы, старинные, современные, ультрасовременные. Это очень интересно. После такой длительной паузы участвовать в оркестре – радость и отдушина. Я думаю, что проект сильно увеличит молодую аудиторию, так как для нее понятен онлайн-формат. Когда моя восемнадцатилетняя дочь узнала, что я участвую в таком проекте, сразу стала просить фотографии и видео и с нетерпением ждет выхода.

Когда Заслуженная артистка России скрипачка Елена Ревич  узнала, что  в проекте будут ее друзья,  «совершенно выдающиеся музыканты из Москвы и Санкт-Петербурга», она тут же дала свое согласие на участие.

–  Мы засиделись на карантине, по всем соскучились, и тем более такой замечательный повод – 250-летие Бетховена, – говорит Елен Ревич. – В рамках проекта мы с Полиной Осетинской в музее-заповеднике Царицыно будем записывать еще и произведения русской классики – музыку Метнера, Рахманинова, Аренского.

А солист Гамбургской государственной оперы Владимир Байков особо отмечает высокий профессионализм участников.

– Несмотря на то, что мы все из разных коллективов,  – говорит он, – нам несложно сыгрываться. Если команда профессиональная, если дирижер талантливый – тогда все в порядке.

– Такие проекты сейчас очень востребованы, толчок к этому дала, наверное, пандемия. Благодаря Digital Orchestra у аудитории появляется необычная возможность услышать разных солистов и оркестровых музыкантов вместе и приобщиться к их музыкальному языку, – поддерживает своего коллегу  кларнетист оркестра Большого театра Дмитрий Лиманцев.

Елена Булова

 

Добавить комментарий

Loading...
Top