Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > 8 ЛЕТ ЧЛЕНСТВА РОССИИ В ВТО: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

8 ЛЕТ ЧЛЕНСТВА РОССИИ В ВТО: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

МИА Россия сегодня

21 августа исполняется 8 лет с момента официального вступления России во Всемирную торговую организацию – шага, последствия которого до сих пор не получили однозначной оценки среди отечественных экономистов и хозяйственников.

Накануне даты на площадке МИА «Россия сегодня» прошло обсуждение этих последствий (открывшихся возможностей и возможных рисков), участниками которого стали заведующий кафедрой торговой политики Института торговой политики НИУ ВШЭ, профессор Максим Медведков; профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН им. Е. М. Примакова Алексей Портанский и генеральный директор Центра экспертизы ВТО Полина Тонких.

О дивидендах, которые Россия получила от членства в ВТО, рассказал профессор Института торговой политики НИУ ВШЭ Максим Медведков. По его словам, для того чтобы выполнить требования этой организации, нашей стране пришлось внести изменения в 1 тыс. законов и нормативных актов, и это, по мнению Максима Медведкова, пошло российский экономике только на пользу:

«Сейчас наше экономическое регулирование стабильно именно потому, что мы это сделали. Поэтому сейчас наш бизнес живет в предсказуемых условиях. Второй большой плюс – это транспарентность (ясность, основанная на доступности информации. – С. И.): многие помнят, как в конце 90-х годов принимались и выполнялись законы, как никто не знал, что будет завтра. Благодаря вступлению в ВТО эта эпоха ушла в прошлое: сейчас бизнес может в рамках этой системы комментировать законопроекты, которые должны быть заблаговременно опубликованы. Еще один плюс, который я пока не могу описать в деньгах (но мы это обязательно сделаем, сейчас мы такое исследование ведем), сколько от вступления в ВТО выигрывает бюджет (госбюджет – С. И.). Бюджет выигрывает потому, что система правил ВТО ограничивает возможности предоставления субсидий: это касается и промышленных субсидий, и субсидий в сельском хозяйстве. Сейчас все знают, что мы не можем требовать от государства столько, сколько хотим. В связи с этим у скептиков возникает вопрос: «Может быть, это было плохо? Может быть, нужно было кому-то дать дополнительные средства для повышения конкурентоспособности и других целей?» Но анализ показывает, что от изменения форм субсидий и их сокращения никто не проиграл, а многие даже выиграли. Я приведу в пример агропромышленный комплекс: из-за вступления в ВТО субсидии для него сократились более чем в 20 раз, а объемы производства начали постоянно расти. Это хороший пример того, как вступление в ВТО позволило модернизировать систему поддержки».

Как уточнила генеральный директор Центра экспертизы ВТО Полина Тонких, вступив в ВТО, Россия стала ведущим экспортером некоторых видов сельскохозяйственных товаров:

«Российская Федерация выровняла баланс по экспорту и импорту сельхозпродукции. Объем экспорта сейчас достигает порядка 25 млрд долларов (в год – С. И.); до присоединения к ВТО этот показатель не превышал 8 – 10 млрд долларов».

Еще одним очень существенным «плюсом», по словам Максима Медведкова, стало то, что мы смогли через систему ВТО влиять на торговую политику других стран:

«Это делается разными способами: Россия участвует в торговых спорах. Некоторые из них она уже выиграла, и речь идет об очень серьезных экономических и социальных эффектах».

Как отметил другой участник дискуссии – научный сотрудник ИМЭМО РАН им. Е. М. Примакова Алексей Портанский, оценивая последствия членства России в ВТО, следует говорить скорее не о плюсах и минусах, а о рисках и возможностях:

«Да, риски присутствуют: они могут быть связаны с тем, что государство не уделяет достаточно внимания совершенствованию своей торговой политики, «сквозь пальцы» смотрит на свои обязательства. Да, у нас есть некоторые «эксперты в кавычках», которые говорят о минусах: они списывают на ВТО трудности, причины которых кроются совсем в других сферах. Это очень примитивная тактика, но мы с ней встречаемся постоянно. (…) Вот предположим, какой-то российский производитель неважно чего (лампочек, карандашей или комбайнов) приходит в правительство и говорит: «Давайте повысим импортные таможенные пошлины, потому что мы в таких условиях не можем свою продукцию реализовывать». А в правительстве ему отвечают: «Мы не можем просто взять и повысить пошлины, потому что у нас есть обязательства в рамках ВТО». Люди на этой почве и говорят о том, что вот он, минус: мы не можем защитить свою экономику».

В этой ситуации есть два выхода: либо повышать конкурентоспособность своей продукции, либо прибегать к государственным методам (протекционистским и санкционным) поддержки отечественного производителя, невзирая на законы свободного мирового рынка.

В настоящее время, по словам Полины Тонких, более 80% торговли РФ осуществляется именно по правилам ВТО, остальные 20% осуществляются в зонах свободной торговли и в рамках региональных торговых соглашений, которые у России есть с рядом стран, а также в рамках отдельных соглашений, которые заключены на пространстве СНГ. Конечно, сейчас ВТО переживает непростые, кризисные времена, связанные с торговыми войнами и санкционными ограничениями. Но как бы там ни было, с учетом вышеприведенного торгового баланса РФ (с учетом 80% торговли через ВТО) возможность выхода из этой организации, по ее мнению, сопряжена с гораздо большими рисками, чем членство в ней.

К тому же, как напомнил Максим Медведков, пока еще ни одна страна из ВТО не выходила, хотя такая возможность есть: любая страна может подать заявление на выход из ВТО и через 6 месяцев освободиться от сопряженных с членством обязательств. Так что, как поется в известной песне, «думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь»…

Сергей ИШКОВ

Добавить комментарий

Loading...
Top