Вы здесь
Главная > #СМОТРИ/СЛУШАЙ > ЗАГАДКИ НОВОЙ ЭКСПОЗИЦИИ В МУЗЕЕ ПУШКИНА

ЗАГАДКИ НОВОЙ ЭКСПОЗИЦИИ В МУЗЕЕ ПУШКИНА

В Государственном музее А.С. Пушкина на Пречистенке ко Дню города подготовлена новая экспозиция. «Охотничья» стопка И.С. Тургенева, неизвестный «Коктебельский пейзаж» Максимилиана Волошина, «Портрет дамы в капоре» Карла Рейхеля…

Собрание ГМП сегодня насчитывает порядка 165 тысяч музейных предметов, но при этом непрерывно пополняется. Ежегодно в начале сентября музей «отчитывается» о новых экспонатах, представляя публике свои приобретения – полученные в дар или закупленные специальной комиссией ценные предметы искусства и быта.

В новой экспозиции, которая откроется 4 сентября, представлено свыше 100 предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, печатных и рукописных материалов, редких книжных изданий, предметов интерьера и быта конца XVIII–начала ХХ веков из новых поступлений, а также более ранних, прошедших в этом году музейную реставрацию. Многи из них переданы в дар.

И так, что в этом году из новинок?

Одним из самых ярких экспонатов коллекции изобразительных искусств станет «Портрет дамы в капоре», поступивший в дар от известного коллекционера Андрея Руденцова. Работа принадлежит кисти знаменитого в пушкинскую эпоху художника Карла Рейхеля (1788 – 1857), которому позировали многие представители аристократических и дворянских кругов России. В музее А.С. Пушкина до настоящего времени были представлены лишь портретные гравюры, выполненные по оригиналам живописца. Поступление в коллекцию подлинного живописного портрета, несомненно, имеет первостепенное значение.

Портрет написан мастером в 1818 году и представляет одну из современниц поэта. Дама, одетая в прогулочный наряд по моде конца 1810-х годов, в капоре и с лорнетом в руках, изображена сидящей на стуле на фоне романтического пейзажа. Концепция портрета с учетом всех деталей строго соответствует эстетике эпохи романтизма. А вот имя той, которая скрывается за печальным женским образом, теперь предстоит узнать специалистам музея.

Не менее ценным приобретением для музея является «Коктебельский пейзаж» поэта и художника Максимилиана Волошина. Этот неизвестный широкому кругу, рисунок теперь по праву войдет в знаменитую «крымскую» акварельную серию мастера. Акварель Волошина с подписью художника и датировкой «1929 6 апреля» поступила в музей из семейного собрания М.М. Поливановой, внучки К.М. Поливанова, которому акварель была подарена самим автором. Константин Михайлович Поливанов (1904 – 1983), знаменитый физик, специалист по электротехнике, подружился с Волошиным в середине 1920-х годов и стал близким человеком в его коктебельском доме. «Коктебельский пейзаж» вскоре займет место в экспозиции «Мемориальной квартиры Андрея Белого» на Арбате.

Поступившая в дар акварельная работа середины XIX века «Курхаус в Бадене» после выставки украсит экспозцию Дома-музея И.С. Тургенева (филиал Государственного музея А.С. Пушкина). На ней неизвестным западноевропейским художником запечатлен Курхаус («Курортный дом») – самая известная достопримечательность Баден-Бадена (Германия). В 1824 году в его основном здании, построенном по проекту архитектора Фридриха Вайнбреннера, открылось знаменитое казино, в котором впоследствии бывали Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и почти вся русская и европейская аристократия XIX века.

Экспонатом «первого ряда» в коллекции Музея И.С. Тургенева станет серебряная, гравированная «охотничья» стопка писателя. Мемориальный предмет поступил в дар музею от Б.А. Диодорова, народного художника России. По легенде владельца, эта стопка принадлежала писателю и была подарена им своему приятелю по охоте. Тот, в свою очередь, передал ее в знак благодарности за спасенную жизнь знаменитому онкохирургу В.И. Захарову, в семье которого она и хранилась долгое время. Из рук внучки врача, известной оперной певицы Ирины Потапенко, тургеневская реликвия перешла к художнику Б.А. Диодорову, а в этом году пополнила собрание музея.

Из представленных на выставке даров ГМП еще один заслуживает того, чтобы задержаться у витрины. Наследник собрания художников Т.А. Мавриной и Н.В. Кузьмина, давний друг и даритель музея А.Г. Шелудченко передал рукописный архив из личной переписки художников и 11 предметов прикладного искусства XIX века из коллекции художницы – праздничные головные уборы зажиточных крестьянок XVII-XIX вв. Расшитые золотными и серебряными нитями, украшенные позументом, цветным бисером, металлическими накладками и стеклом кокошники, которые широко бытовали на территории проживания великороссов. Огромной ценностью для мемориального собрания стала личная переписка художников: 53 письма Т.А. Мавриной и Н.В. Кузьмина 1931 – 1933 годов.

Увидят посетители и бронзовое изваяние Александра Сергеевича работы Лазаря Гадаева. Необычный скульптурный портрет А.С. Пушкина в человеческий рост было передан в собрание музея этим летом. По словам художника-мультипликатора Юрия Норштейна, создавая скульптуру, Гадаев «воспользовался знаменитым пушкинским автопортретом, где поэт изобразил себя в широком кафтане, в мешковатых панталонах. Не журнальный, прописанный на Невском денди, не подольстивший себе гений, а обычный прохожий! А для работы над лицом скульптуры автор использовал последний прижизненный портрет А.С. Пушкина художника Линева – почти документальное свидетельство драмы поэта…».

По завершении выставки скульптура украсит сквер «Дома-музея В. Л. Пушкина» на Старой Басманной, 36.

Выставка продлится до 4 октября этого года.

Ксения Артемьева.

На фото: репродукции картин М. Волошина и скульптура Пушкина работы Л. Гадаева.

Добавить комментарий

Loading...
Top