Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ДУША – БОГУ, СЕРДЦЕ – ЖЕНЩИНЕ, ДОЛГ – ОТЕЧЕСТВУ, ЧЕСТЬ – НИКОМУ!

ДУША – БОГУ, СЕРДЦЕ – ЖЕНЩИНЕ, ДОЛГ – ОТЕЧЕСТВУ, ЧЕСТЬ – НИКОМУ!

Цикл очерков о дуэльных законах и нравах

Кодекс

Кодекс и понятие дворянской чести естественным образом возникли из кодексов средневекового рыцарства. Любое посягательство на честь и достоинство должно пресекаться немедленно.

Во Франции за 16 лет правления Генриха IV, с 1594 по 1610 год, на дуэлях погибло от 7 до 8 тысяч дворян! И потому всесильный кардинал Ришелье, придя к власти через двенадцать лет после смерти Генриха, – запретил дуэли, заявив: дворяне могут жертвовать жизнью только лишь во имя короля.

Прижизненный бюст кардинала Ришелье, 1640 – 1641 год, скульптор Лоренцо Бернини

Но, как мы знаем из литературы, а более всего по великой трилогии Дюма о мушкетерах, никто кардинальского приказа не слушался. Наоборот, запрет на дуэли даже подстегивал молодых безрассудных дворян, придавал их буйству еще и соблазнительный оттенок вызова власти и всемогущему первому министру двора.

Сирано де Бержерак, один из самых знаменитых дуэлянтов во Франции1630-1650-х годов, известный потомкам как драматург, поэт, прозаик

«Поддерживайте ради себя самого и ваших близких честь вашего дворянского имени, которое в течение более пятисот лет с достоинством носили ваши предки, – наставлял восемнадцатилетнего Д’Артаньяна его отец, отправляя сына в Париж. – Не покоряйтесь никому, за исключением короля и Тревиля… Вступайте в бой по любому поводу, деритесь на дуэли, тем более что дуэли воспрещены и, следовательно, нужно быть мужественным вдвойне, чтобы драться».

В 1679 году Людовик XIV ввел специальный суд маршалов для разрешения спорных вопросов чести. Но никто из дворян не спешил прибегать к его услугам.

Дуэльные правила, законы и нравы складывались сами собой, из норм дворянской жизни, представлений о чести, достойном поведении, не нуждающихся в каких-либо официальных или полуофицальных регламентациях. И только в 1836 году во Франции был издан Дуэльный кодекс, разработанный графом Шатовильяром и его единомышленниками. Текст подписали 76 известнейших дворян Франции. Этот кодекс, со временем дополненный графом Верже, стал в Европе общепризнанным.

Таким образом, законы государства и мораль общества решительно разошлись. Причем все преимущества остались за общественным мнением и судом чести, которые в те времена были страшнее любых Бастилий. Да и как настаивать на незыблемости закона, если сами короли его нарушали. Известен случай, когда Франциск I вызвал на дуэль германского императора Карла V. Еще характернее случай со шведским королем Густавом Адольфом. Он сгоряча оскорбил полковника своей армии. Полковник не мог ему ответить ничем, поскольку особ королевской крови на дуэль не вызывают. Оскорбленный офицер решил уехать из страны. Король Густав Адольф проводил его до границы и, переступив через границу, протянул полковнику пистолет и сказал: «Здесь Густав Адольф уже не король, и здесь как честный человек я готов дать удовлетворение другому честному человеку!»

Кстати, неприкосновенность и «невызываемость» на поединок особ царственной крови привела в России к трагическому случаю. Имевшему потом известные последствия.

Некий русский офицер, оскорбленный цесаревичем Александром, будущим императором Александром III, написал ему записку с требованием извинений. В ином случае угрожал застрелиться. И, не получив извинений, покончил с собой. Император Александр II, узнав, страшно разгневался, отчитал сына и велел ему сопровождать гроб с телом офицера до кладбища.

Но это будет потом. В Россию дуэли придут с большим опозданием. Потому что дворянство в России до конца XVIII было еще не тем дворянством, каким мы видим его в нашем нынешнем представлении.

Телесные наказания для дворян

Немногие знают, что в России существовали телесные наказания для дворян. Их отменили только в 1785 году – по указу Екатерины II. Статья 15 «Жалованной грамоты дворянству» гласила: «Благородные изъемлются от телеснаго наказания. Телесное наказание да не коснется до благородного». Действие ее указа в том же году распространили на купцов первой и второй гильдий и именитых граждан, а в 1796 году – на священнослужителей.

Однако Павел Iв 1797 году восстановил телесные наказания для лиц благородного происхождения. Окончательно их отменили только в 1801 году. Затем, с 1801 по 1841 год, поэтапно отменили телесные наказания для священников, мещан, монахов, жен священников, детей священников, журналистов, литераторов и их жен. То есть еще два с небольшим века назад пороли дворян, священников, мещан, монахов, жен священников, детей священников, журналистов, литераторов и их жен. Это Россия, господа, наша история.

В Западной Европе сверкали шпаги и гремели выстрелы на поединках чести. А в России – тишина. История засвидетельствовала, пожалуй, первую дуэль лишь в 1666 году. Да и то – между иностранцами, состоящими на русской службе. Между офицером Гордоном, впоследствии учителем и соратником царя Петра, и майором Монтгомери – перенос их иностранных обычаев на русскую почву. Потому что ни до, ни после никто на дуэлях не дрался. Царевна Софья их запретила, а затем Петр в Воинском уставе ввел самые суровые наказания для нарушителей.

Но таковых не находилось. Во-первых, в те времена еще не выработаны были кодекс дворянской чести, правила поведения, нормы в быту. Прямо скажем, не до чести, когда с дворян снимают штаны и секут, почти как мужиков крепостных на конюшне. А во-вторых, силен страх перед наказанием: все знали, что такое застенки, «слово и дело», пытки на дыбе, зловещая фигура князя-кесаря и обер-палача Ромодановского.

И только в конце XVIII и начале XIX века дворянская молодежь стала избавляться от страха перед властью, полностью осознала свою сословную особость, в которой прежде всего – представления о дворянской чести.

«Береги платье снову, а честь смолоду», – наставляет Гринев-старший сына Петрушу в «Капитанской дочке». И если он еще бранит сына за дуэль, то для Петруши и его ровесников поединок – единственное средство для разрешения спора чести.

В 1797 году генерал Бахметев ударил служившего под его началом юнкера Кушелева, отпрыска неприметного дворянского рода.

Через шесть лет штабс-капитан Кушелев потребовал сатисфакции у генерал-майора Бахметева. Кушелева пытались образумить многие видные люди, даже сам Багратион. Ведь не только в чинах, в положении, но и просто в возрасте большая разница. Однако Кушелев был непреклонен. Дуэль состоялась. Затем Бахметев извинился, а Кушелев его простил. Никто не стрелял на поражение. Свершалось некое ритуальное действо, имеющее цель показать, сказать обществу: перед лицом чести все дворяне – равны.

Как ни старались власти запретить, отменить дуэли, молодые российские дворяне решительно отвергли государственное вмешательство в дела чести. Впоследствии это общее настроение русского дворянства четко сформулировал генерал Корнилов: «Душа – Богу, сердце – женщине, долг – Отечеству, честь – никому!»

Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.

Продолжение следует.

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Loading...
Top