Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ЕКАТЕРИНА ОБРАЗЦОВА: КУКЛЫ В РУКАХ ДЕДА ПЕЛИ И ТАНЦЕВАЛИ, ПУБЛИКА ЕГО БОГОТВОРИЛА

ЕКАТЕРИНА ОБРАЗЦОВА: КУКЛЫ В РУКАХ ДЕДА ПЕЛИ И ТАНЦЕВАЛИ, ПУБЛИКА ЕГО БОГОТВОРИЛА

Сегодня в Театре кукол имени С. В. Образцова стартует юбилейный, девяностый сезон. Вечером по красной дорожке в двери театра пройдут легендарная Шахерезада Степановна, неизменный ведущий Эдуард Апломбов из «Необыкновенного концерта», Некто Нос, Принцесса Турандот. А врачи и медработники, спасавшие жизни людей, пострадавших от коронавируса, станут первыми зрителями театра, открывшегося после пандемии.

Естественно, театр открывает сезон легендарным «Необыкновенным концертом».

– Мы приняли решение, – говорит главный режиссер театра Борис Константинов, – что зрителями знакового для нас события – открытия девяностого сезона – станут именно врачи. Для нас большая честь пригласить их на наш спектакль в знак благодарности.

Крупнейший в мире театр кукол имени С. В. Образцова празднует в новом сезоне еще одну круглую дату – 120-летие со дня рождения его создателя Сергея Владимировича Образцова. Наш обозреватель побеседовала с внучкой великого кукольника, режиссером Екатериной Михайловной Образцовой.

– Екатерина Михайловна, иногда создается впечатление, что перед взором вашего деда, словно перед взором кукольника Балясникова из «Сказок Старого Арбата», прошли века. Он ведь видел с балкона, как по Тверской в машине ехал сам Николай Второй, он служил артистом у Мейерхольда, он дружил с Кукрыниксами?

– Дед рассказывал, что потряс его не сам царь, а испуганная собачонка, бегавшая у ног солдат. А с Кукрыниксами он действительно дружил. И как-то оказавшись с Николаем Соколовым на соседних кроватях в больнице, они дружно и в полный голос распевали «Боже, царя храни!», чем привели в восторг клинику. Дед ведь появился на свет еще в Российской империи в 1901 году, известность он получил во время существования Советского Союза, а закончил свой путь при развале СССР. Как-то его спросили, какое время он считает самым страшным, и он на излете жизни ответил: «Сегодняшнее. Объездив СССР, имея друзей во всех уголках Союза, я не представляю, как мы дальше будем жить друг без друга». Куклы до последнего дня жизни в его руках пели, танцевали, обретали голос. Публика боготворила эти выступления.

– Складывается ощущение, что, несмотря на наличие партийной цензуры, он чувствовал себя достаточно независимо?

– Безусловно, он обладал большим мужеством. Только мужественный человек мог подписать письмо в защиту Мейерхольда. Таких было двое – он и режиссер Сергей Юткевич. Кстати, дед отказался ведь и Солженицына осуждать. Он применил простую уловку: попросил прислать его запрещенные произведения для ознакомления. Кто-то объясняет это мужество любовью Сталина к его творчеству, кто-то уверяет, что в то время куклам особого значения не придавали. Но в любом случает в XX  век, характеризовавшийся наличием «железного занавеса», Сергей Образцов свободно перемещался по миру, лично знал многих деятелей мировой культуры, дружил с Чарли Чаплиным, с Симоной Синьоре. А еще с Ивом Монтаном, и первым привез его в Союз.

Начинался легендарный театр в 1931 году с маленькой комнатки при доме эстетического воспитания детей. Сергей Оразцов, ставший его руководителем, к своим тридцати годам, как никто другой, был готов для лабораторных поисков. Он смело опробовал и осваивал новую сферу искусства профессионально. Образцов считал, что для детей надо ставить классическую сказку, для подростков – сказку романтическую, для взрослых – пародию.

Самый его известный спектакль – «Необыкновенный концерт», внесенный в Книгу Гиннесса как наиболее посещаемый в мире, и открывает 90-й сезон.

Елена Булова.

Добавить комментарий

Loading...
Top