Вы здесь
Главная > #СМОТРИ/СЛУШАЙ > ЭДУАРД БОЯКОВ: «КРАСНЫЙ МОЦАРТ» ПОДНИМАЕТ ВОПРОС ОТНОШЕНИЙ ВЛАСТИ И КУЛЬТУРЫ

ЭДУАРД БОЯКОВ: «КРАСНЫЙ МОЦАРТ» ПОДНИМАЕТ ВОПРОС ОТНОШЕНИЙ ВЛАСТИ И КУЛЬТУРЫ

Вчера во МХАТе им. М. Горького состоялось открытие нового 123-го театрального сезона. МХАТ представил первую премьеру – музыкальную комедию «Красный Моцарт».

– 123-й сезон будет сезоном важных, ключевых премьер, – сказал, обратившийся к зрителям перед началом спектакля художественный руководитель МХАТа им. М. Горького Эдуард Бояков, обратился к зрителям со сцены: «Мы строим новый театр. И нас ожидает ни много, ни мало – 20 премьер. Спасибо за ваши аплодисменты, спасибо за ваш кредит доверия и за веру в нас». Затем поднялся занавес с легендарной шехтелевской «Чайкой» и зазвучала музыка Исаака Дунаевского.

Нечастый для поклонников МХАТа жанр музыкальной комедии – это не эксперимент, а, скорее, возвращение к истокам: более ста лет назад Московский Художественный Театр создали великие режиссеры К. Станиславский и Вл. Немирович-Данченко, которые работали с оперными постановками и музыкальными спектаклями.

– Для МХАТа особенно актуален пример Станиславского, – поясняет Эдуард Бояков, – который сто лет назад выходил из глубокого профессионального кризиса через обращение к поэтическому слову и к музыке в театре. Именно тогда Станиславский обратился к оперному жанру, вместе с Немировичем-Данченко работал над постановками в Большом театре, создал у себя на дому Оперную студию, которая позже переехала в отдельное здание и превратилась в Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко. Уже в 30-х годах при театре работал оркестр из музыкантов высочайшего уровня. А здание МХАТа на Тверском бульваре проектировалось с расчетом на музыкальные спектакли: здесь под первыми рядами партера – оркестровая яма: акустике зрительного зала позавидует любой музыкальный театр. Накануне открытия сезона в зале Большой сцены, во время замены кресел и пола, были найдены элементы уникальной акустической системы.

Новое качество звука смогли оценить зрители на премьере музыкального спектакля «Красный Моцарт», который МХАТ представил в год 120-летия со дня рождения и 65-летия со дня смерти великого советского композитора Исаака Дунаевского.

– Русская культура, русская музыка немыслима без фильмов, без песен, без сочинений Исаака Дунаевского, – продолжает Эдуард Бояков. – «Красный Моцарт» напомнил российскому зрителю о том, что мы потеряли: о музыкальной культуре советской эпохи и о безусловных ценностях, ею утверждаемых.

Авторы спектакля — драматург, автор книги о Дунаевском Дмитрий Минчёнок, любимая ученица Юрия Любимова, режиссер Рената Сотириади и легендарный художник-сценограф Борис Краснов — поднимают актуальный сегодня вопрос о взаимоотношениях власти и культуры. Суперхиты великого советского композитора прозвучали в исполнении оркестра Воздушно-космических сил России под руководством заслуженного артиста России Владимира Иванова. Мир «советского Голливуда» открыли зрителям народный артист РСФСР Сергей Шакуров, заслуженная артистка Республики Башкортостан, оперная дива Елена Терентьева, заслуженный артист России Максим Дахненко и ведущий молодой артист МХАТа им. М. Горького Тимур Дружков.

Центральный персонаж постановки – музыкант-самородок Дуня Воробей, удивительно похож на композитора Исаака Дунаевского. Другие герои представляют музыкальный ареопаг СССР условных тридцатых годов прошлого века – великих композиторов советской эпохи, в равной степени зависимых как от воли Вождя, так и от прихотей условного дома творчества, где они собрались. Но главный герой спектакля – гениальная музыка Дунаевского, великого композитора, фигуры номер один в советской музыке «большого стиля».

– «Красный Моцарт» – это не спектакль-автобиография, а спектакль о музыке Дунаевского, – рассказывает режиссер Рената Сотириади. – Это спектакль о том, как эта музыка рождалась, о творчестве и о любви. В спектакль включены самые известные музыкальные композиции, любимые и народом, и самим Дунаевским.

– МХАТ им. М. Горького восполняет очень страшный пробел – он приносит подношение композитору, про которого ни разу не было написано ни одной биографической книги, кроме моей в серии ЖЗЛ, не снято ни одного фильма. При том, что в России вряд ли вы найдете людей, которые не слышали музыку Дунаевского, – размышляет драматург, писатель, автор пьесы Дмитрий Минчёнок.

Об уникальности постановки высказался и художественный руководитель ансамбля Военно-космических сил России, заслуженный артист Российской Федерации Владимир Иванов.

– Это первый случай, – говорит он,- когда военный оркестр участвует в полноценном спектакле прославленного коллектива МХАТ им. М. Горького – ни один ансамбль песни и пляски вооруженных сил никогда не играл в таких постановках. Для нас это большая честь. Особенно важно то, что коллектив не просто играет, а полноценно участвует в сценическом действии.

Художник-сценограф спектакля Борис Краснов всегда работал с масштабными проектами – Олимпиада, Универсиада, Азиатские игры. И здесь он тоже поражает зрителей масштабностью сценографии.

– Композитор Дунаевский, – считает Краснов, – синоним «большого стиля». Мне очень нравится идея и драматургия «Красного Моцарта» … Бывший дворец в стиле ампир, преобразованный в загородный Дом творчества, воздушный шар, отражающий тягу поколения к покорению высот, «дива», «кумир» – все это приметы эпохи. В свою очередь, Большая сцена МХАТа им. М. Горького уникальна по своим техническим параметрам: зал на 1345 мест, плунжеры, сценические фуры. Возможности МХАТ неимоверны, и мы используем их в полную меру.
Для художником по костюмам Елены Ярочкиной знаком высокого стиля стал белый цвет.

– Моей задачей, – рассказывает художница, – было не отразить эпоху буквально, а создать ее яркий образ. Если посмотреть на старые фотографии, видно, как много в одежде того времени белых элементов: белые береты, носочки, платья, костюмы, физкультурные майки, рубашки, туфли и даже парадные летние гимнастерки офицеров НКВД.

К премьере театр представил выставку из трех экспозиций, посвященную Исааку Дунаевскому и Любови Орловой, главным героям спектакля «Красный Моцарт». Выставка подготовлена совместно с музеем Булгакова, Алтайской библиотекой им. В.Я. Шишкова, Культурным центром Любови Орловой в Звенигороде и Риммой Александровной Дунаевской (вдовой сына Исаака Осиповича – Евгения).

Первая часть выставки – «Дунаевский лицом к лицу. Семейный альбом», мультимедийная экспозиция на 15-метровом экране – включает редкие снимки и портреты композитора в кругу семьи, с друзьями и музыкантами: уникальные фотографии предоставила театру Римма Александровна, хранительница архивов Исаака Дунаевского.

Вторая часть, «Дунаевский – неизвестный мхатовец», посвящена работе в МХАТ. Мало кто знает, что Дунаевский написал музыку к одному из мхатовских спектаклей и часто исполнял ее на вечерах в гостях у своего близкого друга, драматурга театра, Михаила Булгакова. На основе этих музыкальных вечеров была записана грампластинка «Дунаевский в гостях у Булгакова» и выпущены ноты. Кроме того, на выставке представлены ранее неопубликованные фотографии Любови Орловой.

Давайте показывать любовь через песню» – так называется третья часть выставки. Экспозиция работает ежедневно и доступна любому, кто интересуется темой и захочет заглянуть в театр даже вне спектакля.

И еще -приятное дополнение к сказанному. Выставка – первый проект культурно-просветительского кластера «Открытые сцены», который с началом театрального сезона будет работать каждый день с 10 утра. Теперь в МХАТе можно будет прийти, поработать за столиком на открытом балконе с видом на Тверской бульвар, выпить кофе, купить подарок в магазине «МХАТ.Место», выбрать книгу в «МХАТ.Книги» и посетить самые разные мероприятия: читки, поэтические вечера, концерты, лекции, мастер-классы. И книжный «МХАТ. Книги», и магазин подарков «МХАТ. Место», и обновленное пространство городских кафе начали работать в день премьеры, то есть вчера.

Елена Булова.

Добавить комментарий

Loading...
Top