Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > НОВУЮ КОМЕДИЮ ВУДИ АЛЛЕНА ПОКАЖУТ  ПОД НОВЫЙ ГОД

НОВУЮ КОМЕДИЮ ВУДИ АЛЛЕНА ПОКАЖУТ  ПОД НОВЫЙ ГОД

31 декабря на широкий экран выходит новая комедия «Фестиваль Рифкина». Его сценариста и режиссера Вуди Аллена представлять не надо. Достаточно сказать, что он является обладателем статуэток «Оскара» и в категории «Лучший режиссер», и в категории «Лучший оригинальный сценарий», и в категории «Лучший фильм». Премьера картины состоялась на 68 кинофестивале в Сан-Себастьяне.

Картины Аллена традиционно полны мягкого юмора, а камера пытливо вглядывается в лица героев, пытаясь уловить и усилить комедийную действительность, свойственную времени, о котором он снимает.

На этот раз в центре его сюжета оказывается киноман Морт Рифкин (Уоллес Шоун), который сопровождает свою супругу, журналистку Сью (Джина Гершон) на кинофестиваль в Сан-Себастьяне в Испании. Морт едет с женой на фестиваль не просто так: он обеспокоен ее увлечением молодым кинорежиссером Филиппом (Луи Гаррель), поскольку восхищение супруги, кажется, выходит за рамки профессионального. Кроме того Морт надеется, что смена обстановки даст ему передышку в борьбе с творческим кризисом и поможет сдвинуться с мертвой точки в написании романа.

Расхваливаемые супругой картины Филиппа кажутся Морту банальными на фоне классики кинематографа, которую он некогда преподавал, – творчества таких мастеров, как Бергман, Феллини, Годар, Трюффо и Бунюэль.

Сцена съемок фильма

Но настроение Морта улучшается, когда он встречает доктора Джо Рохас (Елена Анайя), в которой находит родственную душу. Ведь Морт уже свыкся с тем, что его личные предпочтения в плане старого кино зачастую отталкивают людей от него, а интеллект и чувственность Джо, напротив, сближают их с Мортом.
Сью проводит все дни напролет в компании Филиппа, отношения ее супруга с Джо развиваются, Морт растворяется в своей любви к классическому кинематографу. Но самое любопытное, что Морт рассматривает события своей жизни через призму величайших фильмов, у него появляется надежда на светлое будущее.

В фильме Вуди Аллена абсурдный юмор как всегда гармонично сочетается с нереальными ситуациями, любовные истории тесно переплетаются с душевой болью. И все это ради того, чтобы отдать должное великой преображающей силе кинематографа.

Кстати, изначально Вуди Аллен видел Морта Рифкина, главного героя фильма, очень молодым мужчиной.

– Первым образом было некое клише типичного главного героя, – утверждает режиссер.

Но его мнение кардинально изменилось, когда его подруга и бывший директор по кастингу Джульет Тейлор предложила на эту роль кандидатуру Уоллеса Шоуна.

– Я подумал: «Господи, это же идеально! У Уолли не только завидное чувство юмора, но и достаточно опыта для того, чтобы обыграть самые пикантные ситуации, – вспоминает Аллен. – Но главное, у него исключительные интеллектуальные способности. Некоторые из актеров, которых я рассматривал на роль интеллектуала, не справились бы с этой ролью. Тогда я решил: «А почему бы не предложить это амплуа человеку по-настоящему умному, который является интеллектуалом в реальной жизни?» Как только эта мысль оформилась у меня в голове, я четко представил себе того, кто был рожден для этой роли».

– Ко времени, когда я повстречался с Алленом, – рассказывает Уоллес Шоун об их знакомстве, – я уже несколько лет писал пьесы и считал, что роль в «Мандрагоре» станет для меня разовой актерской авантюрой. Тем не менее я зашел в офис Вуди по его приглашению. Помню, он стоял на стремянке перед книжными полками и искал какую-то книгу, практически не обращая на меня внимания. Он спросил, есть ли у меня планы на лето. Я ответил, что нет. Так прошло мое первое прослушивание.

В результате Шоун сыграл одну из самых запоминающихся эпизодических ролей из всех фильмов Аллена – Джереми, бывшего мужа героини Дайан Китон в картине «Манхэттен». Шоун был в кадре весьма незначительное время. Однако об этом герое начинали говорить задолго до его появления, и, появившись на экране, персонаж производил на зрителя неизгладимое впечатление.

По словам Шоуна, его новая роль Морта Рифкина стала величайшим свершением в его актерской карьере.

– Это был замечательный персонаж и весьма непростое испытание для меня, – говорит актер. – Я до сих пор в шоке от того, что Вуди доверил мне это амплуа. Я вложил в этот фильм душу и сердце настолько, что сам удивился.

Аллен, в свою очередь, оказался весьма удовлетворен полученным результатом.

Над фильмом работал оператор Витторио Стораро, для которого это уже четвертый фильм с Алленом. В новом фильме он прицельно снимал экстерьеры фестиваля и сам Сан-Себастьян в цвете, а личную жизнь Морта – в черно-белой гамме.

– Большинство людей видят цветные сны, но Морт слишком любит черно-белое кино и ассоциирует себя с его героями. Поэтому я думаю, что он видит черно-белые сны, – объясняет свой ход оператор. – Если задуматься, то черно-белая фотография куда лучше развивает воображение, поскольку черно-белого изображения в природе не существует.

Создатели картины намеревались воссоздать кинофестиваль в Сан-Себастьяне как можно более дотошно, чтобы комедия и созданные Алленом персонажи выглядели более правдоподобными. Фильм снимался именно там, где проводят фестиваль, – и во Дворце конгрессов «Курсааль», и в кинотеатре «Виктория».
Именно любовь к кинематографу помогла главному герою сформировать собственную градацию ценностей в жизни.

Постер фильма

– В 50-е и 60-е все были одержимы поиском смысла жизни, – считает Шоун. – И Бергман задавался этим вопросом, и «Сладкая жизнь» Феллини также затрагивает эту тему. Я думаю, просматривая эти картины, Морт почувствовал, что это играет важную роль и в его жизни.

Фильм «Фестиваль Рифкина» начинается в кабинете психолога и построен как рассказ Морта о своем прошлом. Герой вспоминает не только о поездке на кинофестиваль, но и обо всей своей жизни. Морт рассказывает истории о своих родителях, об отношениях с женщинами, о браке и о попытках найти смысл жизни. В каком-то смысле режиссер делает зрителя психологом, выслушивающим Морта и пытающимся собрать по кусочкам пазл, чтобы понять, почему Морт несчастен в начале фильма, и есть ли у него надежда.

– Когда Морт встречает Джо, она дает ему новую цель в жизни, – говорит Шоун. – Он словно просыпается и начинает восстанавливать силы. Морт уже и не надеялся, что в нем осталась хоть капля страсти. Но, как выясняется, она осталась!

Елена Булова

Добавить комментарий

Loading...
Top