Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ГОТОВНОСТЬ К ЗИМЕ НА ТРИ, ДВА, ОДИН!

ГОТОВНОСТЬ К ЗИМЕ НА ТРИ, ДВА, ОДИН!

Мосводоканал

Москва – один из крупнейших городов мира, расположенный севернее 60-й широты. А это означает продолжительный зимний период: снег в городе иногда лежит до 180 дней в году, а каждую зиму его выпадает 110 – 190 сантиметров. С улиц и дворов снег убирают. Но что с ним дальше происходит? Попробуем разобраться.

Несколько цифр

Общая фактически убираемая площадь улиц и проездов в Москве составляет около 100 квадратных километров. (К примеру, городской округ Химки занимает площадь 110 кв. км.)

В Москве общий объем неуплотненного снега, выпадающего ежегодно на эти территории, превышает 100 млн м3. Очевидно, что такой объем невозможно просто «сбросить» где-то за городом. Поэтому снег, выпадающий на московских улицах, идет на переработку.

Как его перерабатывают?

До 2000 года основным способом переработки вывозимого с дорог города снега было его складирование на свободных площадях. Затем он просто таял весной под теплыми лучами солнца. Там, где не было свободных площадей (в основном это исторический центр города), снег сбрасывался в реки Москву и Яузу. Поэтому одной из важнейших социальных и экологических задач, стоящих перед службами коммунального хозяйства города, является очистка территорий от снега с последующей его утилизацией.

С этой целью правительством Москвы еще в начале 2000-х годов было выпущено распоряжение №408-РП от 25.04.2000 «Об утверждении Целевой комплексной программы организации «сухих» снегосвалок, снегосплавных камер и снеготаялок в соответствии с экологическими требованиями на 2001 – 2003 гг.».

Для осуществления поставленных задач, специалистами АО «Мосводоканал» и институтом «Мосводоканал НИИпроект» была разработана Генеральная схема снегоудаления с территории города с использованием системы городской канализации. Однако снег в Москве имеет массу примесей: это и бытовой мусор, и песок. Как от них избавиться?

Снегосплавные пункты

Технологический процесс переработки снежной массы на снегосплавных пунктах (ССП) заключается в ее приеме и плавлении. Это происходит за счет тепла сточных вод, которые подаются в снегоприемные сооружения, с последующим отделением песка и мусора.

На практике это происходит так. Снег, который убирают с проезжей части городских дорог, завозится автомашинами на ССП и выгружается в приемный бункер, оснащенный сепаратор-дробилками. Процесс плавления снежной массы начинается при контакте со сточной жидкостью в приемном отделении – снегосплавной камере (ССК) и продолжается в следующем, основном по объему отделении – так называемой песколовке, – в котором отделяются оседающие и всплывающие примеси.

Образовавшаяся смесь талой и сточных вод отводится в самотечном режиме в канализационные каналы и коллекторы, и далее по системе городской канализации поступает на городские очистные сооружения, где проходит полный комплекс механической и биологической очистки. Накопленный в песколовках осадок периодически извлекается. Это как раз тот самый мусор, который когда­то попадал в столичные реки. Каждый из снегосплавных пунктов позволяет принимать до 500 грузовых машин со снегом ежесуточно. Но так измеряли снег раньше. Сегодня за подсчеты привезенного с московских улиц снега будет отвечать специальный лазер.

 

«По поручению мэра Москвы С. Собянина Мосводоканалом совместно с Департаментом информационных технологий установлены новые измерительные комплексы. Данные комплексы будут обеспечивать измерение завозимого снега. Они гарантируют измерение объема на 99,9 процента», – рассказал заместитель начальника службы по эксплуатации снегосплавных пунктов АО «Мосводоканал» Алексей Бойков.

Пунктов, где плавят снег, стало больше

До 2011 года для обеспечения утилизации снега, убираемого с улиц и магистралей, АО «Мосводоканал» эксплуатировало 28 ССП проектной производительностью более 90 тыс. м3 снега в сутки (в том числе построенный и введенный в эксплуатацию в 2010 году ССП в г. Зеленограде).

В 2011 году по поручению мэра Москвы С. Собянина на канализационных каналах и коллекторах построены 9 новых ССП общей проектной производительностью 63 000 м3/сутки, 8 из них эксплуатируются АО «Мосводоканал». Таким образом, общая проектная производительность ССП АО «Мосводоканал» возросла на 55% и составляет 140 000 м3/сутки. Хватает всего трех минут, чтобы растопить объем снега, находящегося в одном грузовике.

«Этот проект по утилизации снега на снегосплавных пунктах, построенных на коллекторах московской канализации, был впервые в мире внедрен Мосводоканалом в Москве.

Особенностью работы снегосплавных пунктов АО «Мосводоканал» является то, что снег растапливается в канализационных коллекторах под воздействием тепла сточных вод (их температура даже зимой составляет 12 – 16 градусов Цельсия). Талая вода по коллекторам поступает для полной очистки на канализационные очистные сооружения Мосводоканала, а извлеченный мусор отправляется на специализированные полигоны.

Дополнительных энергозатрат при этом не требуется, электроэнергия нужна лишь для обеспечения работы дробилок и насосной станции», – подчеркивает А. Бойков.

Автоматизация в помощь

Опираясь на полученный в период эксплуатации ССП опыт, для оптимизации процесса регистрации и учета завозимого снега специалисты АО «Мосводоканал» в 2002 году разработали и ввели в эксплуатацию систему автоматизированного учета снега. Для ее полноценной работы каждый сезон составляется база данных всех дорожных организаций, заключивших договоры на утилизацию снега, изготовляются и выдаются дорожникам более 12 тыс. пластиковых карт, по которым осуществляется допуск автотранспорта на ССП и учет завозимого снега.

Пластиковые карты необходимы для обеспечения идентификации организации, с путевых листов регистрируются объем снега и государственный номер автомашины. По каждой зарегистрированной автомашине формируется необходимая информация в электронной базе данных и выдается квитанция. Карты имеют электронные номера, определяющие принадлежность дорожной организации. Они распознаются системой считывания. Дорожная организация может использовать любую полученную карту для любой автомашины независимо от объема кузова.

После регистрации приема снега выдаются две квитанции: дорожной организации (водителю) и АО «Мосводоканал» (остается у мастера ССП). Обе квитанции подписываются водителем и мастером. На квитанциях печатаются: номер квитанции, наименование предприятия (АО «Мосводоканал») и снегосплавного пункта, ПИН-код мастера, дата, время, номера карты и договора, наименование дорожной организации, госномер автомашины, объем снега. Кроме того, для автоматизации контроля и учета квитанций, на экземплярах квитанций АО «Мосводоканал» печатается штрихкод, содержащий код ССП, дату, номера карты и договора, объем снега. Централизованный сбор и обработку данных учета снега со всех ССП ведет АО «Мосводоканал». Ответственность за достоверность объемов снега, указываемых в путевых листах, несет дорожная организация. Системы видеонаблюдения, установленные на снегосплавных пунктах, предназначены для сбора, обработки и хранения визуальной информации, полученной в течение зимнего сезона. По видеокамерам, установленным на ССП, оператор осуществляет визуальный контроль за состоянием проводимых работ по приему снега в текущий момент времени, а также получает информацию о загруженности ССП (наличии очередей) в течение суток. Если где-то в период обильного снегопада случился «затор», оператор экстренно принимает решение по избежанию очередей.

Созданная разветвленная сеть снегосплавов в различных округах столицы дает возможность снизить транспортную загрузку на магистрали города и позволяет оперативно утилизировать основную массу снега с его территорий в обильные снегопады.

«Поскольку московские очистные сооружения обеспечивают высокую эффективность очистки от взвешенных веществ и нефтепродуктов, это полностью предотвращает экологический ущерб от попадания загрязненного снега в городские водоемы», – говорит Алексей Бойков.

В результате работы снегосплавных пунктов АО «Мосводоканал» прекратился сброс загрязненной снежной массы в водоемы города. Полученный с 2002 года опыт эксплуатации ССП показал обоснованность принятой концепции размещения, конструирования и организации работ ССП. Мосводоканал прошел путь от стадии исследований до широкомасштабного внедрения ССП и создания разветвленной системы утилизации снега, что позволило в значительной степени решить одну из острейших экологических и хозяйственных проблем, стоящих перед городским хозяйством.

А что происходит сейчас?

А сейчас небольшая оттепель, но за ней, по прогнозам синоптиков, последует настоящая русская зима. Но первая проверка уже состоялась. Несколько дней назад улицы города оказались под первым в 2020 году снежным покровом. Снегосплавные пункты старательно начали свою работу. 19 ноября снегосплавные пункты (ССП) Мосводоканала приняли первые четыре машины снега. Это первый в году практический результат подготовки канализационного хозяйства к зиме.

Но подготовка к этому ответственному для городского хозяйства периоду началась давно. Перед наступлением зимнего сезона все ССП про­шли тщательное техническое обслуживание. В полном объеме выполнен ремонт сепаратор-дробилок, решеток перекрытия, металлических балок и обрамления снегосплавных камер и песколовок. Проведено техническое обслуживание и ремонт 206 единиц запорно-регулирующей арматуры, 14 производственно-бытовых помещений и павильонов для управления сепаратор-дробилками, а также всего энергетического оборудования. На каждом объекте проверена готовность систем связи, сигнализации и пожаротушения. Кроме того, на 16 канализационных насосных станциях, через которые переплавленный снег будет направляться на очистные сооружения, выполнено техническое обслуживание 44 насосов, и еще 5 насосов были заменены. Самые масштабные работы при подготовке к зиме 2020/21 прошли на ССП «Лобачевский-1» и «Лобачевский-2». Здесь были смонтированы защитные каркасно-модульные конструкции и установлена комплексная система воздухоочистки. Такая реконструкция призвана решить проблему возникновения шума и неприятных запахов в жилых районах, расположенных поблизости. В настоящее время на этих производственных объектах ведутся пусконаладочные работы.

«Стационарные снегосплавные пункты Мосводоканала были построены в большинстве своем в промышленных зонах либо на удалении от жилых домов. К сведению, в Москве в настоящее время есть снегосплавы, находящиеся в ведении других организаций, но наши самые крупные и основной объем снега утилизируется именно на ССП Мосводоканала», – считает А. Бойков.

Согласно прогнозам, уже к концу ноября в Москве установится полноценная зимняя погода. К такому развитию событий снегосплавные пункты Мосводоканала готовы на 100%!

Нина ДОНСКИХ.

Добавить комментарий

Loading...
Top