Вы здесь
Главная > #МОСКВА > ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ О КАЗАНСКОМ ВОКЗАЛЕ

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ О КАЗАНСКОМ ВОКЗАЛЕ

Вокзал, несгораемый ящик
Разлук моих, встреч и разлук,
Испытанный друг и указчик,
Начать – не исчислить заслуг.

Такую поэтическую формулу одновременно притягательного и прозаичного места  города вывел Борис Пастернак.

Страна наша Россия – огромная, кочевая, оттого в любые времена транспорт в ней, как вода и еда, жизненно необходим. Это ярко подтверждает загруженность московских железнодорожных вокзалов. В Москве их насчитывается десять: Ленинградский, Ярославский, Казанский, Курский, Павелецкий, Белорусский, Савеловский, Киевский, Рижский. Десятый, закрытый для пассажиров, малоизвестный и малоиспользуемый, именуют правительственным или Центральным.

Русское существительное «вокзал», как говорят лингвисты, связано с английским понятием vauxhall («воксхолл»). Так в XVIII веке в Лондоне называли одно из главных мест общественного отдыха и развлечений города.  В Российской империи слово vauxhall произносили как «фоксал». Первоначально так именовали питейное заведение  на станции Павловск первой в России Царскосельской железной дороги. Прошли годы,  в итоге наш вокзал стал тем, что он есть сейчас: зданием, к которому примыкают платформы, а к ним по рельсам отбывают и прибывают поезда. Обязательные атрибуты таких зданий – залы ожидания, билетные кассы, камеры хранения, общественные туалеты, а также буфеты и ресторации.

Каждый железнодорожный вокзал в Москве  уникален, каждый – памятник архитектуры. Каждый вокзал менял имена и облик. Можно ненавидеть поездки, можно путешествовать только самолетом, но равнодушно пройти мимо вокзала не сможет никто.

Наши читатели, приезжая в Москву, обязательно оказываются на вокзале. Предлагаем вам небольшую серию рассказов о столичных вокзалах. Первый в нашем путешествии – Казанский, из рассказа о котором также узнаем, как японские красавицы стали советскими строителями.

Поначалу Казанский именовался Рязанским. Был построен в 1862 году, из дерева. Через два года возвели здание из кирпича, как положено, с башней, часами и небольшим дебаркадером. А в 1893 году, когда открылось движение по железной дороге  из Москвы в Казань, толкучка стала невыносимой. Свидетельства тех лет о вокзале весьма  нелестные – тесный, грязный.  Имя  вокзалу поменяли просто так, без всякой политики, но в официальных документах МПС почти 20 лет его называли и Казанским, и Рязанским.

В 1910 году последний русский самодержец Николай II решил сделать вокзал восточными воротами Москвы, соединив через них  Европу и Азию. Конкурс на лучший проект выиграл архитектор Алексей Щусев. Он считался знатоком градостроительной культуры и Средней Азии, и Европы. Облик Казанского – синтез основ (практически полифония) русского и восточного зодчества. Щусев строил свой вокзал почти 30 лет. Полной реализации замысла помешали Первая и Вторая мировые войны, а также две русские революции, случившиеся одна за другой. Но вокзал строился и после смерти знаменитого зодчего. В 1997 году по его чертежам возведены новые корпуса, выходящие не на Комсомольскую площадь, а на Рязанский проезд и Новорязанскую улицу.

Если вам доведется попасть в VIP-зал ожидания Казанского вокзала, внимание сразу привлечет сказочно прекрасный голубой плафон на потолке. Глядя на изящные линии и украшения, сложно представить, что в основе этой красоты – железобетонный лист толщиной шесть сантиметров. Роспись зала тоже весьма необычна. Изначально этот зал был ресторанным. Для его оформления были привлечены прекрасные художники – Зинаида Серебрякова, Александр Бенуа, Евгений Лансере и Николай Рерих. Эскизы их отвечали духу времени и стилю русского барокко. Одно из боковых панно должно было изображать Японию с утонченными девушками работы Серебряковой. А для верхнего рисунка Лансере сделал эскиз «Россия соединяет Европу и Азию». Уже были написаны прекрасные узорчатые рамки для панно, однако революция поменяла планы. Какие могут быть  в пролетарском государстве ангелочки, боги или обнаженные японские девушки? В 1930-е годы Евгений Лансере, единственный из той группы художников, оставшийся после революции в стране, переделывает эскизы. На потолке  в центре появляется панно с коммунистическим митингом и пролетающими самолетами, а боковые посвящены разным республикам и народам, как на ВДНХ. Есть плафон про электрификацию,  строительство Москвы… Вот и получается, что рамки для панно и узоры на потолке – из одной эпохи, а сюжеты на картинах – совсем из другой.

Еще одно место, обычно скрытое от глаз пассажиров, – «Царская башня». История ее связана с традицией делать на вокзалах отдельные комнаты для отдыха правителей и их семей. На Казанском вокзале для этих целей был спроектирован целый комплекс из нескольких помещений, по виду напоминавших дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, однако построили только вестибюль. Впоследствии он был назван «Царской башней», а с 2010 года в нем открыли выставочный зал, проводятся балы и творческие встречи.

В ресторане Казанского вокзала (раньше это был зал ожидания) гостя тоже ждут архитектурные «деликатесы». Этот зал создал инженер Александр Кузнецов. Гений инженерной мысли и талантливый художник, он любил готику, считая ее самым честным, не скрывающим своих конструкций стилем. В своих постройках Кузнецов тоже не прятал конструкции. Он доводил их до такой красоты, что они воспринимались как декорации. А еще Кузнецов любил железобетон. Обе любви мастера  можно увидеть на потолке зала. Готические нервюры (ребра, выступающие на готических сводах), которые обычно делали из кирпича или камня, здесь сделаны из железобетона.

Рядом с Казанским вокзалом  стоит памятник Мирону и Ефиму Черепановым. Эти крепостные мастера независимо от иностранных достижений и литературы придумали железнодорожную ветку и паровозы для Демидовских заводов на Урале.

Прямо к Казанскому вокзалу примыкает универмаг «Московский». Он построен в 1983 году исключительно «под вокзалы». В советское время около 90% всех железнодорожных маршрутов в стране были с пересадкой в Москве. Огромный магазин у вокзалов разгрузил залы ожидания и нашел занятие для транзитных пассажиров: в эпоху тотального дефицита время между отправлением своих поездов они проводили в очередях за обувью, хрусталем, коврами и, естественно, колбасой. А москвичи в советское время нередко ездили на Казанский вокзал за дынями, грушами, виноградом – эти южные лакомства нелегально привозили проводники поездов из Ташкента и Душанбе.

Давно стала анекдотом популярная забава таксистов на Комсомольской площади: облапошить впервые приехавших в столицу пассажиров, которым надо перебраться с Ленинградского и Ярославского на Казанский вокзал – прокатить приезжих на ту сторону площади за «трепальник» (3 рубля), а то и «пятеру» (5 рублей) через ближние улицы и переулки и получить деньги. Но  этот «бизнес» рушили носильщики Казанского вокзала. Именно они стали законодателями моды возить на тележках  вещи на Ленинградский и Ярославский вокзалы. Сначала за 30, потом за 50 копеек, а позже – «рупь» с каждой поклажи. Носильщики не спускались в построенный в 1990 году между вокзалами подземный тоннель, а лавировали на своих тележках в потоке транспорта, пересекая площадь напрямую. В 50 – 70-х, особенно в 80-х годах  Казанский вокзал, его пригородные электрички считались одними из самых хулиганских мест столицы, ведь именно с «Казанки» ехали в такие знаковые населенные пункты Подмосковья, как Люберцы, Малаховка, Быково. Разборки в вагонах частенько выплескивались на перроны вокзала, что побудило сделать в пригородном зале отдельный пост милиции.

Ближайшими соседями по площади трех вокзалов у Казанского значатся Ярославский и Ленинградский, их история не менее интересна, а убранство не менее красиво, но об этом в другой раз…

Михаил Ковалев.

Фото автора.

 

Добавить комментарий

Loading...
Top