ЯВЛЕНИЕ ЛАВРА

Уходящий год сделал театралам большой подарок. Седьмой премьерой в МХАТе им. М. Горького в этом сезоне стала грандиозная постановка драмы «Лавр» по одноименному роману писателя, доктора филологических наук Евгения Водолазкина. На сегодня это главная работа обновленного театра. Режиссер-постановщик Эдуард Бояков, режиссер Сергей Глазков.

Роман-житие «Лавр» стал настоящей сенсацией в литературе, событием долгожданным и триумфальным. Лауреат нескольких премий, он переведен на тридцать иностранных языков. По версии газеты Guardian книга вошла в топ-10 лучших произведений о Боге.

Глубокий, многослойный, прекрасный образец большой русской прозы. История средневекового целителя из Белозерья, прошедшего большой путь от юродивого до святого, несет в себе множество откровений, явных и скрытых истин, притягивает и не отпускает. Персонаж хоть и вымышленный, но собирательный, таких на Руси было множество, они и создавали ту основу веры, терпения, любви, покаяния, на которой строилась и жила наша Родина.

«Это потрясающая книга, лучшее, что я читала за всю свою жизнь, плакала и читала, переосмысливая все свое никчемное существование», «Очень русская, магическая книга. И, оказывается, я много с кем связана, и в прошлом, в будущем, и в чистом, и в греховном», — отзываются читатели.

В МХАТе очень бережно отнеслись к источнику (инсценировка Эдуарда Боякова и Алексея Зензинова). Постановка стала первым житием, рассказанным театральным языком.

Воспитанный своим дедом в белозерской глуши, Арсений остается один на один с миром. Но его спасает появление юной девушки, которая становится смыслом его жизни. Грех, совершенный Арсением, не просто ломает его жизнь, но и направляет на путь искупления, служения людям, поиска смысла. Он меняет имена, занимается лекарством, творит чудеса исцеления, путешествует и отрекается от своего тела… читатель и зритель понимают, что это повесть о появлении на земле еще одного русского святого.

Вот об этом спектакль, поставленный Эдуардом Бояковым и Сергеем Глазковым. В спектакле участвуют лучшие силы театра – народные артисты РФ Валентин Клементьев, Михаил Кабанов, заслуженные артисты РФ Лидия Кузнецова, Ирина Фадина, молодые артисты, прошедшие при подготовке школу философии, старославянского языка, пластики, пения, богословия.

На сцене – настоящий спектакль-эпопея, в котором занята большая часть труппы, а также студенты ГИТИСа. Приглашенные звезды – народные артисты РФ Леонид Якубович и Дмитрий Певцов. Сказ о человеке, ставшем святым праведником, исцелявшем больных, служившем Богу и людям, может стать частью национальной идеи и достоин такого мощного повествования.

Путь нашего героя долгий, он полон чудес и земных страстей. Святой имеет много имен и воплощений, потому что всякий человек меняется по мере духовного роста. Его играют три актера. Отрок Арсений – московский школьник Никита Кашеваров. Взрослый Рукинец, он же Устин, – актер Евгений Кананыхин. И старец Лавр – н. а. РФ Дмитрий Певцов. И одно из главных слагающих успеха этого спектакля — очень точный выбор артистов, органично совпавших с героями. Они играют так достоверно, что им веришь безоглядно. Зритель будто бы переносится во времени в средневековую Русь и оказывается внутри происходящего.

Основная часть событий приходится на взрослого героя. Это дебют молодого актера Евгения Кананыхина. Запомним это имя. Внешность Иванушки из русских сказок, мягкая, доверчивая и обаятельная. Звонкий, проникновенный голос с легким говорком будто из самого Белозерья, где родился его Рукинец или Устин. Актер легко и точно ведет героя от испытания к испытанию, от подвига к подвигу, через покаяние и неистребимую веру в Бога. Безропотный как стоик, щедро отдавая себя людям, прощая и помогая, он своим примером показывает праведную, святую жизнь.

«Евгений Кананыхин — это настоящее открытие для театра и драгоценная находка режиссеров», — считают в МХАТе.

«Все так понравилось, что почти не дышали… потом, что называется, поймали волну, когда зал вместе со сценой отбивал ритм, заданный изумительными музыкантами», — делятся впечатлением зрители.

Да, музыка и песни звучат и фоном, и соло. Гусли, лира, маримба. Русские аутентичные напевы соединяются с электронным звучанием, с паттернами рока и хип-хопа (музыкальное оформление — Кузьма Бодров). Перкуссионист-мультиинструменталист Петр Главатских, бас-гитарист Сергей Калачёв-Гребстель. Древнерусские духовные тексты, знаменный распев исполняет Варвара Котова: «Приятно, что нам отведена роль не просто магнитофона, а творцов. Здесь музыка  не фон, а активная часть спектакля, взаимодействующая с актерами, в ней есть свои лейтмотивы и темы, поддерживающие словесное повествование. Складывается ощущение, что эта музыка была изначально заложена в книге».

А еще по сцене течет река, бродит живой волк, дымится и накрывает зрительный зал ладан. И все это в обрамлении декораций, представляющих и иконостас, и храм, внутри которого вечно живут наши предки (сценография — Александр Цветной, художник по костюмам Алиса Меликова).

«Мы живем на земле, которая культивировалась православными людьми в течение тысячелетия, люди верили в этого Бога, в этот духовный путь, — говорит создатель спектакля Эдуард Бояков. — Постановка может рассматриваться как часть национальной идеи, в нем народ – действующее лицо. Но театр, конечно, открыт для верующих всех конфессий, для агностиков. Мы – учреждение гражданское».

Последнюю мысль подчеркнул писатель Евгений Водолазкин: «Однажды я получил из Китая отклик на свою книгу. Благодарная читательница уверяла меня, что в моей книге описано идеальное воплощение идеи Дао».

О своих впечатлениях о премьере автор книги сказал так: «Я теряю дар речи, потому что потрясен. Я сидел в зале, и у меня текли слезы. Это совершенно удивительно: высшее искусство, когда актеры не играют, а живут на сцене. В спектакле была взята абсолютно точная тональность: современная музыка и машинерия мощнейшего театра, древнерусский и современный русский язык. Театр воздействует на все человеческие чувства: на зрение, слух, обоняние – в зале даже пахло ладаном, но еще и на шестое чувство. То чувство, которое называется душой. Грандиозная постановка».

Народный артист России Леонид Якубович, исполнитель роли старца Никандра, поделился: «МХАТ — это нечто сакральное. Сегодня вновь рождается русский театр, которого в мире нет. Автор – удивительный знаток того времени, души. Это спектакль для начитанных и думающих. Счастлив быть к этому причастным».

Народный артист России Дмитрий Певцов, исполнитель роли Лавра, считает, что «это великий роман, потрясающий современный писатель. Я думаю, этот спектакль поспособствует тому, что молодежь заинтересуется русским Средневековьем, о котором почти ничего не написано в нашей литературе, а это часть нашего бытия, нашей истории».

Чтобы ставить такие спектакли и инсценировать такие книги, нужно самому совершить духовное восхождение. Все, кто был причастен к созданию этого спектакля, прошли путь к единению и проникновению в высокий смысл повествования. Погружение актеров, творческой группы в материал шло от изучения старославянского языка, лекций по философии до посещения Оптиной пустыни и получения благословения на постановку.

Один из главных романов современности ожил на сцене. В нем много глубинного и скрытого, и этот посыл остается в зрителях, начинается серьезная внутренняя работа, будто прорастает зерно… Зерно, заложенное Театром.

Галина СНОПОВА.