ПРИБЫЛИ ПРИВАТИЗИРУЮТСЯ, А УБЫТКИ НАЦИОНАЛИЗИРУЮТСЯ

машина

По прогнозам экспертов, цены на бензин и дизельное топ­ливо на внутреннем российском рынке будут и дальше расти, а объясняется это, как отметил в ходе пресс-конференции на площадке НСН экономист Владислав Жуковский, тем, что «у нас приватизируются прибыли и национализируются убытки».

Эксперты рынка объясняют это тем, что курс национальной валюты России, оставаясь слабым, подталкивает нефтяников экспортировать бензин. Другими причинами являются снижение экспортной пошлины и рост акцизов. Только за последний месяц 2020 года АИ-92 и АИ-95 подорожали на 8%. С начала 2021 года еще и нефть подорожала на 10%, поэтому для производителей все выгодней продавать автомобильное топливо на внешние рынки.

При этом, как подчеркнул Владислав Жуковский, эта неутешительная тенденция имеет долгосрочный характер:

«Мы постоянно слышим громкие заявления руководства страны (и президента, и премьер-министра, и министра энергетики) о том, что они не допустят роста цен на бензин, на дизель. О том, что нельзя допускать роста цен на энергоносители при стагнирующей экономике, при падающих доходах населения. Мы это слышали в 2004 году, 2008-м, в 2014-м, в 2016-м, в 2018 году. При этом бензин и дизельное топливо постоянно дорожают! Такое ощущение, что мы постоянно просыпаемся в какой-то «день сурка» и не можем из этого «порочного круга» вырваться. И главная причина этого безумного роста цен на энергоносители – именно внутренняя экономическая, финансовая и налоговая политика государства. Понятна причина, почему бензин постоянно дорожает: с 2014 года началось неуклонное повышение налогов (повышение налога на добычу полезных ископаемых и акцизов), а экспортные пошлины в рамках «налогового маневра», о котором было объявлено в 2017 году, снижаются. К 2024 году экспортные пошлины по плану должны вообще обнулиться. Другими словами, российские власти осознанно перекладывают фискальное бремя с внешнего потребителя российских энергоресурсов и с их российских экспортеров (крупнейших нефтегазовых компаний) на внутреннего потребителя, то есть – на население, на простых россиян, на малый бизнес, на промышленность, на сельское хозяйство. (…) У нас уже сейчас 70% цены бензина на заправке – это налоги и акцизы. Для сравнения, в Америке доля налогов в структуре розничной цены 20-23%».

По словам экономиста, в результате сложилась парадоксальная ситуация:

«Бензин у нас дорожает всегда: не важно — «падает» нефть, дорожает нефть или цена на нее на внешнем рынке стабильна. (…) В 2018 году плюс 12% бензин, 15% — дизель; в 2019 году рост 4 — 5%; в 2020-м официально рост 2 — 2,5%. (…) С другой стороны, посмотрите вообще на весь российский экспортно-сырьевой сектор (не только нефтегазовый, а и на металлургию, золото, алмазы, платину, лес): в стране кризис, в стране седьмой год подряд падают реальные располагаемые доходы населения, 20 миллионов россиян за чертой бедности, а у нас рекордные дивидентные выплаты экспортеров сырья».

Как пояснил еще один участник пресс-конференции в НСН, председатель правления Независимого топливного союза Григорий Бажанов, декабрьское повышение цен нельзя назвать типичным:

«Обычно в декабре цены наоборот, падают, так как, несмотря на сезонное повышение спроса, предложение повышается намного более значительно из-за того, что обычно нефтяные компании распродают свои излишки. Но в 2020 году этих излишков не было достаточно много, а тут еще плюс в конце года «нарисовался» рост мировых цен на нефть. В результате экспортировать стало более выгодно, и излишки, которые хранились, стали просто уходить на экспорт, а не на внутренний рынок. Спрос подрос, предложение снизилось, и в конечном итоге мы получили рост оптовых цен».

Кроме того, по словам Григория Бажанова, нельзя не учитывать, говоря о динамике цен на топливо, то, что в этом году на 4% были увеличены акцизы относительно значений прошлого года:

«На самом деле повышение акцизов будет и в следующем году, и все это уже сейчас заложено в Налоговый кодекс. С 2014 года у нас акцизы растут постоянно. (…) Кроме того на ситуацию влияет и то, что у нас в рамках «налогового маневра» взят курс на снижение с последующим обнулением экспортных пошлин. И соответственно чисто по налоговой нагрузке у нас поставлять нефтепродукты на экспорт гораздо более выгодно, чем поставлять на внутренний рынок».

 

Сергей ИШКОВ.

Фото автора и из открытых источников.