Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > НЕОДНОЗНАЧНЫЕ «УРОКИ» ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

НЕОДНОЗНАЧНЫЕ «УРОКИ» ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

ноутбук, дистанционное обучение

С 18 января почти все российские школьники вернулись к очному формату обучения, между тем рады этому далеко не все. Так, по данным Общероссийского народного фронта, озвученным заместителем председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олегом Смолиным в ходе пресс-конференции в НСН, 21% учащихся хотели бы и дальше обучаться дистанционно.

За и против

Опрос Медицинского центра при Мин­здраве РФ, как уточнил Олег Смолин, дал несколько другие цифры: около 13%. Так или иначе, но пока, по его мнению, однозначной оценки периода тотального перехода на «дистант» нет ни среди самих учеников, ни среди их родителей:

«Перед приходом на пресс-конференцию я посмотрел петиции, которых в интернете уже «вагон», людей, которые подписываются против дистанционного обучения, – сотни тысяч: 220  тыс. – под одной петицией и 216 тыс. – под другой петицией. Но есть и противоположные петиции, которые требуют вернуть дистанционное обучение в школе (ввести дистанционное обучение в 1 – 5 классах московских школ): такого мнения придерживаются примерно 150 тыс. «подписантов».

Конечно, противников «дистанта» намного больше, но, как считает Олег Смолин, «мнение меньшинства мы тоже должны по крайней мере объяснить»:

«Сейчас, по заявлению министра просвещения Сергея Кравцова, только 10 школ остались на таком режиме. Во всех субъектах РФ дети в школы возвращены, и, забегая вперед, скажу, что это правильно. Но давайте посмотрим, что происходило в России до этого: строго говоря, это было обучение на дому с использованием дистанционных технологий. (…) Такая ситуация резко снижает качество образования. Повторю: те сотни тысяч, которые высказывались против, в основном правы».

Обосновывая эту позицию, Олег Смолин привел несколько очень веских аргументов:

«Начнем с того, что такое обучение вредно для здоровья. Недавно мне в руки попали результаты опроса, который проводился Национальным медицинским исследовательским центром «Здоровье детей» Минздрава РФ, в котором приняло участие 30 тыс. респондентов. У 84% из них проявились неблагоприятные психические реакции: нарушения сна – у 56%; частая смена настроения – у 44%; депрессивные состояния – у 42%; испытали головные боли – 27%; назвали режим самоизоляции невыносимым – 21%; испытали подавленность – 13%. Лишь 32% удалось сохранить ровное, положительное настроение».

Первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке убежден, что такой режим обучения нарушал все возможные СанПиН:

«По мнению медиков, предельная возможная нагрузка для работы с компьютером ребенка – 5 часов в день. Теперь представьте себе: 6 – 7 уроков в каком-нибудь 6-м классе плюс домашнее задание с компьютером. Это никак не 5 часов, а все 10! (…) 70% детей, по тому же опросу, стали меньше гулять. 35% заявили, что больше времени тратят на общение в социальных сетях».

Кроме возможного ухудшения здоровья, нельзя забывать, как отметил Олег Смолин, и о том, что мотивация на обучение у детей разная:

«Те дети, у которых была приличная мотивация, более или менее поддерживали качество образования. Другие дети, естественно, качество образования снижают. Они использовали дистанционные уроки для того, чтобы отвлекаться, поиграть и т. д. Но с учетом всего вышесказанного я хочу еще раз подтвердить, что жизнь зачастую – это не место, где выбирают между «здорово» и «прекрасно», а между «плохо» и «очень плохо». Поэтому, пока пандемия росла, с моей точки зрения, перевод, по крайней мере, части детей на дистанционное обучение был плохой, но вынужденной мерой. Прогнозы эпидемиологов и вирусологов разные: кто-то говорит, что всё кончится к лету; кто-то говорит, что весной мы переживем очередную волну пандемии. Поэтому исключить версии частичного возвращения к обучению на дому невозможно».

«Финансы поют романсы»

Отвечая на вопрос о текущей ситуации с оснащением российских школ оборудованием (обеспеченность масками, антисептиками и т. п.), необходимым для обеспечения эпидемилогической безопасности учащихся, Олег Смолин пояснил:

«Положение школ очень разное. Дело в том, что школы у нас – на региональных бюджетах. Насколько я понимаю, на эти цели федеральный бюджет в 2021 году ничего дополнительного не выделил. Вообще, напомню, что на образование из федерального бюджета в этом году будет дополнительно выделено 71 млрд руб­лей. Несмотря на прямое заявление президента, сделанное накануне голосования по поправкам в Конституцию, о необходимости в следующем году значительно увеличить долю расходов на образование и медицину, этого не произошло. Что касается образования, это «плюс» 71 млрд, но из них 59 млрд – это школьное питание, оставшиеся 12 млрд никак не компенсируют даже официально заявленной инфляции, я уже не говорю про реальную, которая порой отличается от официальной, как небо от земли. Что касается доли расходов на образование, о чем говорил президент, я вам процитирую Алексея Кудрина, который заявил, что в течение 3 лет расходы на образование будут сокращены с 3,9% до 3,6% от ВВП. Страна, которая хочет модернизироваться, должна тратить вдвое больше: по международному опыту, ни одна страна не модернизировалась, тратя на образование меньше 7%. Тот же Алексей Кудрин заявил, что доля расходов на медицину с 2021 по 2023 г. сократится с 3,1% до 2,9% от ВВП. Международная норма, опять же, вдвое больше – 6%. Спрашиваю у министра финансов Антона Силуанова, почему? Он отвечает, что в 2020 году у нас была пандемия, поэтому расходы мы увеличили, в 2021-м мы можем себе позволить расходы сокращать. Но я пока не заметил, что пандемия закончилась!»

Поэтому дополнительных средств школам на противодействие распространению инфекции никто не выделил: школы – это зоны региональной ответственности и ответственности местного самоуправления.

«Только что были озвучены данные, что у нас значительная часть субъектов РФ (58 региона РФ – С. И.) пришли с дефицитным бюджетом к концу года. То есть им решать проблему будет гораздо труднее, чем решать ее на уровне федерального бюджета. Но этого сделано не было. Добавлю еще одну ложку дегтя: в текущем году расходы на организацию интернета в школах по двум федеральным программам будут сокращены на 4 млрд рублей. И это, опять же, несмотря на два прямых заявления президента о том, что в 2021 году в школу должен прийти не только широкополосный интернет, но и все современные образовательные технологии. Как это сочетается с сокращением бюджетных расходов? Это тайна, покрытая мраком», – закончил Олег Смолин.

Сергей ИШКОВ.
Фото из открытых источников.

Добавить комментарий

Loading...
Top