Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ЦАРЬ, ИЗБРАННЫЙ НАРОДОМ

ЦАРЬ, ИЗБРАННЫЙ НАРОДОМ

21 февраля 1598 года в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря Борис Годунов принял избрание на царство.

Борис Годунов

Избрание Бориса Годунова на царство было событием небывалым: до этого на Руси передача власти осуществлялась в соответствии с лествичным правом (по родовому принципу, например, от брата к брату) наследования княжеского стола, сменившимся затем правом наследования от отца к старшему сыну. Апогеем этого события стал поход москвичей в Новодевичий монастырь с целью «умолить» его принять власть.

Всё это происходило спустя несколько недель после смерти сына Ивана Грозного – Федора Иоанновича («последний Рюрикович» умер 7 января 1598 г.). На 9-й день после смерти Федора Иоанновича его вдова Ирина (Годунова) пожелала удалиться в монастырь для пострига. Что и сделала, постриглась под именем Александра.

За сестрой в Новодевичий монастырь, сославшись на траур по умершему царю, отправился и Борис Годунов.

17 февраля 1598 года Земский собор по предложению патриарха Иова принимает решение, согласно которому «нам, кроме Бориса Федоровича, иного государя никого не искати и не хотети».

20 февраля патриарх провел молебен о том, чтобы Господь сподобил Бориса Годунова дать согласие на царство. После этого было решено «всем миром» идти в Новодевичий монастырь.

Между тем Борис отказывался принять корону, и патриарх, думные бояре, представители Земского собора и москвичи, собравшиеся на Девичьем поле около стен монастыря, уговаривали его взойти на престол.

Эту демонстративную вынужденность принятия царского сана уже тогда многие оценивали как лицемерие. В трагедии Пушкина «Борис Годунов» эту скептическую точку зрения озвучивает боярин Василий Шуйский, который торжественную церемонию избрания на царство описывает следующим образом:

«Народ еще повоет, да поплачет,
Борис еще поморщится немного,
Что пьяница пред чаркою вина,
И, наконец, по милости своей
Принять венец смиренно согласится».

Возможно, это «шоу» было устроено Годуновым для того, чтобы проблема престолонаследия разрешилась как можно более легитимно, с опорой, как сказали бы сейчас, на «всенародное голосование». Свидетельством того, как это «всенародное волеизъявление» происходило на самом деле, опять же может послужить трагедия «Борис Годунов» Пушкина. В сцене «Девичье поле. Новодевичий монастырь» народ старается выполнить то, что от него требуется. Например, когда необходимо спокойное, торжественное стояние, баба старается успокоить ребенка, нарушающего своим криком общее благолепие, а когда нужно, чтобы весь народ рыдал, она ребеночка специально роняет. Мужики тоже стараются как могут, что опять же очень красочно описывается в «Борисе Годунове» Пушкина. Достаточно прочитать диалог двух мужиков из этой трагедии.

Как сообщается в «Истории государства Российского» Николая Карамзина: «26 февраля 1598 года в Неделю Сыропустную Борис въехал в столицу, встреченный пред стенами деревянной крепости всеми гостями московскими с хлебом, с кубками серебряными, золотыми, соболями, жемчугом и многими иными дарами царскими, он ласково благодарил их, но не хотел взять ничего, кроме хлеба, сказав, что богатство в руках народа ему приятнее, нежели в казне».

В монастыре он провел весь Великий пост и там же встретил Пасху, а 1 сентября 1598 года был венчан на царство в кремлевском Успенском соборе. Однако закончилась эта «симфония властей» и «всенародная любовь» достаточно быстро и трагически. 13 апреля 1605 года 53-летний Борис Годунов неожиданно умирает, и начинается «смута». Разъяренная толпа того же самого народа, что плакал на Девичьем поле, врывается в Кремль и расправляется с наследниками царя Бориса, а на российский престол после этого начинают претендовать различные «самозванцы».

 

Сергей ИШКОВ.

На снимке: Смоленский собор Новодевичьего монастыря.

Добавить комментарий

Loading...
Top