Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ПРОРЫВ ЦИФРОВИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ

ПРОРЫВ ЦИФРОВИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ

Сенатор поймал Минкульт на поддержке антироссийских фильмов.

Заседания комитета СФ по науке, образованию и культуре под предлогом эпидемии перестали быть доступны для журналистов. Лично меня и без вируса оттуда выпроваживали. В преддверии пятисотого заседания СФ сделали исключение.

Юбилейное заедание отмечено правительственным часом министра культуры Ольги Любимовой. Заседание комитета состоялось во второй день весны и впереди – 8 марта. Настроение благодушное, и, казалось бы, ничего не предвещало.

Заседание комитета частично транслировалось на 45-й кнопке телеканала СФ «Вместе-РФ» и полностью на сайте СФ. Провела его председатель комитета Лилия Гумерова. Дискуссия прошла четко, собрано и в общем в меру непримиримо. Тон задала сама госпожа министр, уложившись со всей культурой огромной и разнообразной страны в минимально короткое время.

Надо сказать, Ольга Любимова пришла в правительство не на провальную работу с пустого места. В значительной степени она наследовала курс своего предшественника со всеми его достижениями и уступками. Владимир Мединский, опытный полемист с качественным вкусом. Он вызывал здоровое раздражение либеральной интеллигенции сталинской манерой самолично оценивать, что нужно народу.

Деятели культуры типа Виктора Мизиано вздохнули с облегчением. Галереи освободились от вненационального унисекса и даже прокат иностранных сетей потеснил Голливуд ради нового русского кино.

С назначением Любимовой для рядового культурного потребителя вроде меня заметных изменений в репертуаре не произошло. Проблема доступа к лучшим новинкам отечественной литературы усилилась. Но тут в ведении Минкульта почему-то только библиотеки и книготорговля. Качество продукта так называемых оппозиционных авторов оставалось в компетенции Роспечати.

Естественно, Ольга Любимова очень гордится проектом модельных библиотек и считает его прорывом. Вопрос о наполнении библиотек и книжных магазинов не звучит. Разве что сенатор от Ивановской области Виктор Смирнов посетовал, что в Иваново был двухэтажный книжный магазин и там от книг четвертушечка осталась, остальное ручки и все, на чем можно заработать. Сенатор предложил подумать, как поддержать именно книготорговлю.
В остальном общая картина культуры из-под вирусного плена видна очень даже замечательно. Любимова владеет ситуацией и представляет ее в целом адекватно. В русской культуре произошло почти то же, что и в медицине, она мобилизовалась и даже в какой-то степени удовлетворила зарубежный культурный запрос благодаря национальным особенностям и поддержке власти.

В своем докладе Ольга Любимова сообщила, что по итогам прошлого года кассовое исполнение расходов на культуру достигло 99,3%. Походы в театры заменили просмотры онлайн. Произошел прорыв цифровизации культуры. Особенно там, где нет стационарных учреждений культуры.

Флагманский портал Культура.РФ, посредник между учреждениями культуры и зрителями, кратно увеличил свои показатели. Более двух тысяч мультимедийных материалов, афиш и мероприятий более чем на на сто тысяч событий со всей страны. За год посещаемость портала увеличилась вдвое и превысила отметку 69 млн визитов. При этом доля детской аудитории примерно 25%. Такой отметки достигли впервые.

Любители чтения быстро освоили онлайн-формат. Национальные электронные библиотеки зафиксировали многократный рост запросов к своим ресурсам. Общее число обращений в 2020 году достигло 16,5 млн, фонд библиотеки составляет уже белее пяти млн изданий в том числе более шестнадцати тысяч книжных памятников оцифровали за 2019 и 2020 годы в рамках нацпроекта – по восемь тысяч каждый год. Исключительно усилена деятельность двух крупнейших библиотек РГБ и РНБ, в 2020 году к ним подключились все регионы. Свои уникальные экземпляры показали Иркутск и Карелия, Новосибирск и Астрахань.

Музеи оснащены мультимедийными гидами. Провели 159 онлайн-трансляций значимых культурных событий и все они размещены на портале Культура.РФ.
Очень востребованы виртуальные концертные залы, их открыто 80 в 44 регионах. Жители абсолютно бесплатно знакомятся с образцами классической музыки на большом экране как в записи, так и в режиме реального времени. В стране 1100 городов, каждый второй будет оборудован такой площадкой, и не обязательно иметь филармонический зал, можно организовать в домах культуры и библиотеках.

По итогам года удалось построить, реконструировать и капитально отремонтировать 337 сельских домов культуры в 67 регионах, а это миллион человек.
Настоящим спасением в период пандемии стали передвижные культурные центры, это наши автоклубы. Поставили 103 автоклуба в 15 регионов. Задача Минкульта – обеспечить до конца 2024 года автоклубами все муниципальные районы.

Приложили серьезные усилия, чтобы попали в нацпроект детские и кукольные театры, для них десятилетиями не выделялись средства. В стране 168 ТЮЗов, молодежных и кукольных театров. 46 из них в неудовлетворительном состоянии. Все будут отремонтированы и 13 уже открыты.

В рамках нацпроекта впервые идет переоснащение ДШИ и колледжей, на эти цели предусмотрено 1,38 млрд руб. За два года уже более шести сотен ДШИ получили новые музыкальные инструменты, оборудование и учебные материалы. Не менее 20% из них сельские. В основном пианино и рояли, струнные, народные и духовые инструменты. Встречаются и редкости. Например, в Симферопольском музыкальном училище имени Чайковского появился детский цифровой орган. Уникальный инструмент был собран специально для этого училища.

Остро стоит вопрос изношенности изданий. Начали программу капремонта и реконструкции ДШИ. Отремонтировали 151, в этом году план 165.
За два года создано 306 модельных библиотек в 73 регионах. Посещения выросли в несколько раз.

При этом министр Любимова понимает, что сама по себе коммунальная культура не может обеспечить развитие талантов, необходимо, чтобы учреждения культуры были наполнены не только современным оборудованием, но и современным содержанием. Для этого предусмотрена программа переквалификации творчес­ких и управленческих работников культуры.

Провели онлайн-конкурс любительских творческих коллективов. Участие приняли 25 коллективов из всех регионов. Это академические хоры, вокальные ансамбли, хореографические коллективы классического и народного танца, цирковые коллективы.

Вопросы сенаторов касались исключительно региональных проблем, и в подавляющем большинстве министерство культуры заведомо ни при чем. Например, в Ярославской области выделены деньги на строительство ДК по проекту для южных регионов. В Кабардино-Балкарии на проект Дворца театров финансирование началось и продолжено не было, объект в предруинированном состоянии. Ситуация похожа на произошедшее в Томске, где запросили денег меньше необходимого и заявку удовлетворили, но финансирование в недостаточном объеме не позволило открыть театр.

Включение в программу финансирования объектов без проектно-сметной документации и занижение федерального финансирования по ходу исполнения выливается в хроническую незавершенку с омертвлением выделенных средств.

За помощью к Минкульту вынуждена обращаться даже сенатор от Курганской области, зампред комитета по бюджету Елена Перминова. Через свой комитет она не может справиться ни с Минфином-Минэком, ни с региональным руководством в Кургане.

В Томске произошел пожар в здании ТЮЗ. Деятельность театра приостановлена. Здание – объект культурного наследия, и город с проблемой не справится.
Борьба за деньги против коррупции, казнокрадства и маниакальной экономики бюджета показала, что сами по себе деньги не решают ничего, если работать не умеешь и саботаж налицо.

Войны у нас вроде бы нет, во всяком случае, в ее традиционной форме. Однако время острое и пожары в нем – история особая. Закон о культуре принять не удается. Любимову о законе не спрашивали, отнеслись к даме нежно.

Исключение составили два сенатора – от Кубани и Якутии.

Понятно, Якутия в России самый большой регион и вообще на положении особом. Что там происходит, мало кто знает. А кто знает, говорить опасается. Бывший глава республики, ныне сенатор Егор Борисов исходит из того, что культура первична и экономика вторична. Его задача – добиться создания в Якутии Арктического центра мирового эпоса. С министром иностранных дел Сергеем Лавровым сенатор договорился. Переговоры с ЮНЕСКО идут. Осталось достать какие-то жалкие десять миллиардов.

У Борисова вопросов было много, не только по центру эпоса. Любимова была готова сдаться, но поддержать центр за 10 млрд ей сложно. Проще говорить о якутском кино. Уровень обеспечивает знаете поддержку. И в Венецию отправим, да якутские кинематографисты и сами доедут. Самое главное, чтобы были люди, которые занимаются творчеством. А мы поддержим, денег дадим и на фестивали пошлем.

Гумерова восхитилась якутской подаче материала и решилась на рекламу фильма из ее родной Башкирии «Таганок». Судя по трейлеру, фильм сделан в лучших традициях советского национального кино. Прокат начинается 4 марта.

Настроение попортил сенатор от Краснодарского края Владимир Бекетов.

«В преддверии Олимпиады министерство культуры приостановило съемку фильма «Марьяна» на территории Краснодарского края, которая проходила при поддержке Голливуда. Этот фильм спровоцировал бы серьезные межнациональные проблемы на территории Кубани. Два года назад я принимал участие в мероприятии с коллегами из Торгово-промышленной палаты и там прозвучала такая информация. При поддержке министерства культуры было создано 176 фильмов, из них 75% этих фильмов в общем-то выступают против России. У нас сегодня достаточно много недоброжелателей, мягко выражаясь, извне. Поэтому культивировать внутри наверно не стоит. Я просил бы министерство обратить внимание на эту проблему в будущем», – сказал сенатор Бекетов.
В фильме «Марьяна» хотели показать жестокое отношение в годы Кавказской войны к горцам. Понятно, почему кубанский сенатор испугался, со стороны Голливуда очевидная провокация.

Ольга Любимова сначала попыталась уйти в несознанку: «Я считаю, что этой проблемы не существует, что нет семидесяти фильмов, созданных при поддержке министерства культуры, которые направлены против России, в том числе и мы как орган исполнительной власти, выдавая прокатное удостоверение для картины, у нас есть ряд нарушений закона, которые всегда препятствуют выдаче прокатного удостоверения. Так что у фильма есть прокатное удостоверение, и экспертный совет, который пройден. Я считаю, что это несправедливо по отношению к нашим кинематографистам, которые очень любят собственную страну, любят снимать внутри собственной страны, любят снимать в том числе в Краснодарском крае. Я должна вам сказать, что на территории Краснодарского края, исторически так сложилось, действительно много картин снимается, и климат, который сложился, экосистема среди наших коллег министерства культуры, которые много помогают. Очень много этих фильмов снято и о Великой Отечественной войне, снято об истории нашей страны. С огромной любовью к нашим родителям, к нашим старикам и делам. Поэтому позволю себе, если говоря о работе своих предшественников, в этом вопросе с вами не согласиться. Соглашусь, что на будущее безусловно мы должны контролировать, брать на себя ответственность, как и все, что происходит при поддержке министерства культуры, любой творческий проект. Безусловно мы должны нести за это ответственность. В помощь нам экспертные советы, которые, конечно, существуют у каждого конкурса».

Со второго захода министр сама сказала о подобных атаках в кинопроизводстве и согласилась с сенатором, что в будущем надо контролировать.

«Вы абсолютно правы. Вы знаете, периодически к нам поступают разного рода сценарии, мы это не афишируем, это не тема для обсуждения, связано с ксенофобией и с религиозной рознью. Это категорически запрещено не только при поддержке министерства культуры, но даже если этот фильм создан сторонними (…)на территории нашей страны, рассказывающими о каких-то сложных, непростых в том числе проблемах и религиозных проблемах, межнациональных проблемах, эти проекты не допускаются к поддержке, а созданные фильмы, к сожалению, не получают прокатное удостоверение и не имеют права к публичному показу в нашей стране. Вы абсолютно правы», – согласилась Ольга Любимова.

Иными словами, министру нужны не споры с сенаторами, а поддержка в том, с чем не всегда справлялся сам Мединский. Фильмы не обязательно должны быть русофобские для провокации розни. Они могут быть депрессивными, на базе мифов советского периода вроде шедевра «Кольская сверхглубокая», или содержать откровенный trash-stream с унижением человеческого достоинства вроде «Текста». Даже к «Коньку-горбунку» есть вопросы по художественной части.

Я бы не стал трогать восхваляемое якутское кино, но Бекетов открыл шлюзы. Тот единственный фильм, который я видел, был намеренно занудным для выпячивания национальных проблем.

Лилия Гумерова для завершения темы предложила сейчас не уходить в беспредметную дискуссию, а рассмотреть информацию Бекетова очень внимательно и сделать свои выводы.

Председатель комитета сообщила, что по инициативе Бекетова отзываем один из учебников русского языка, в нем обнаружили вещи, которые не должны быть в учебнике русского языка для наших детей. И министерство просвещения, и издательство в этом поддержали сенаторов.

А заниматься перечнем фильмов придется внимательно.

Лев МОСКОВКИН

Добавить комментарий

Loading...
Top