Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > МОСЛИФТ. ИГНОРИРОВАНИЕ ПРАВИЛ ДОРОГО СТОИТ

МОСЛИФТ. ИГНОРИРОВАНИЕ ПРАВИЛ ДОРОГО СТОИТ

Мослифт

Любой лифт может на время выйти из строя – в мире механизмов это обычное явление. Но его способность бесперебойно и качественно выполнять перевозки во многом зависит и от пользователей.

Что является перегрузкой?

Вопреки распространенному мнению, чаще виной поломок становятся не откровенные вандалы, речь о которых еще впереди. Просто обычные жильцы зачастую не следуют правилам пользования, вывешенным фактически в каждой кабине. А ведь там прописаны для пассажиров основополагающие действия при эксплуатации подъемного оборудования.

Возьмем такое тривиальное явление, как перегруз. Предположим, лифт рассчитан на 400 килограммов, а туда вошло много людей, и это может вызвать застревание. Директор филиала СУ-7 АО «Мослифт» Анатолий Коваль убежден: «Самое страшное – попытки пассажиров самостоятельно выйти из застрявшего лифта. Зачастую это приводит к очень серьезным последствиям, вплоть до смертельных случаев. Человек, не имеющий опыта открывать двери шахты или кабины, не должен этого делать, дабы не причинить вреда себе или окружающим. Ведь любой механизм подвержен определенному контролю – как электрическому, так и механическому. При нанесении вреда оборудованию лифт может начинать работать с нарушением технологических процессов».

Перегрузы были в большей степени связаны со старыми моделями, где не предусматривалась возможность следить за нормой загрузки кабин. В новых лифтах система взвешивания людей и грузов есть, поэтому при превышении лимита сработает звуковой сигнал. Поэтому случаев остановки по этой причине стало гораздо меньше. Но сохранилась проблема, связанная конкретно с перевозом мебели, крупногабаритных грузов или строительных материалов для ремонта. Люди не соблюдают требования равномерного распределения груза по кабине. Что при этом происходит? Поскольку кабина движется по жестким направляющим, а при избыточной нагрузке в одном углу происходит ее перекос, она смещается относительно направляющих. На случай перекоса или превышения скорости существуют ловители. И есть даже термин, обозначающий такой вариант вывода лифта из строя: «посадка груза на ловители». А пассажир при этом может вообще не находиться в кабине.

Случается, для ремонта привозят песок или цементную смесь, а при загрузке в лифт повреждают упаковку. И тогда мусор попадает либо в шахту на оборудование, в том числе и на электрические контакты, либо в пороги дверей кабин и дверей шахты, что приводит к выводу из строя лифта.
Бывало так, что механики Мослифта приезжали по вызову и заставали пассажиров, куривших в застрявшей кабине. Само по себе это полбеды, но ведь в лифте порой перевозят горючие материалы. При таком сочетании двух факторов вероятность воспламенения очень высока, и даже если кабина из металла, есть резина на дверных планках или пластик – негорючий, но способный выделять едкие элементы, которые могут повредить дыхательную систему человека. Известны прецеденты, когда при перевозке ГСМ горючий материал разливался и попадал между линолеумом и полом. А следующий пассажир бросал окурок… До непоправимого оставалось совсем немного.

Детям и животным – особое внимание

Весьма распространены нарушения правил при перевозке животных, когда заводят или выводят собаку, держа ее на поводке. В старых лифтах поводок мог не попасть в проекцию и не зафиксироваться фотоэлементами, поэтому в момент закрытия хозяин и его питомец оказывались по разные стороны дверей. Кабина начинала движение вверх или вниз, что могло привести к гибели животного, а еще хуже – к травмированию рук хозяина. Поэтому при входе и выходе держать собаку нужно за ошейник.

Также порой возникают проблемы с перевозкой детей в колясках. По требованиям безопасности родители должны взять маленького ребенка на руки, а коляску ввезти или вывезти пустой. Директор филиала СУ-5 АО «Мослифт» Сергей Чиков привел трагический пример из начала 1980-х годов: «В распашном лифте дверь шахты закрыли, а дверь кабины не могли, ручка коляски мешала. И она при движении вверх зацепилась за нажимную ручку двери шахты. Коляску перевернуло, ребенок вывалился…» Когда ребенок постарше уже передвигается самостоятельно, то его нужно обязательно контролировать.
Дети дошкольного возраста обязательно должны ездить на лифте только в сопровождении взрослых. Во-первых, подпольный контакт начинает действовать, получая нагрузку от 16 килограммов, и маленького пассажира лифт просто не повезет. Во-вторых, ребенка одного оставлять нельзя потому, что он может попытаться куда-нибудь пальчик засунуть, что-то отодвинуть, открыть. Безопасность должна быть превыше всего.

Против экстремального «спорта»

А потом дети подрастают, но продолжают все так же активно познавать окружающий мир. Поэт Андрей Вознесенский описывал, как сразу после войны, когда лифты не работали, у ребятни была любимая забава: надев толстые варежки, прокатиться в шахте сверху вниз на тросе. Он уверял в своих мемуарах, что не разбился никто.

А вот в конце 1980-х в Москве был зафиксирован массовый детский травматизм, и история получила название «Дело космонавтов». Ребята, которых сейчас именовали бы зацеперами, умудрялись залезать в шахту и кататься на кабине, перепрыгивать с нее на противовес, цепляться под кабиной за кабель… Пресечь эту практику удалось, внедрив на станции управления устройство от проникновения в шахту лифта. В случае, если кто-то открывал двери шахты на этаже до появления кабины, оно срабатывало, лифт останавливался, и перезапустить его мог только механик. После проведенных мероприятий процент травматизма резко упал.

В наше время столь экстремальный «вид спорта» сошел на нет, но шалости подростков все равно могут оказывать негативное влияние на технику. Например, группа ребят во время движения начинает толкаться. Кабина имеет люфт, и, когда она идет по направляющим, раскачивание приводит к тому, что клинья ловителей могут за что-то зацепиться, а в результате – опять посадка на ловители. Или пять человек, встав у одной стены кабины, вызовут перекос, как и при нарушении центровки груза.

В борьбе с вандализмом

Теперь перейдем к асоциальным гражданам, то есть тем, кто портит лифты умышленно. Таковые существовали всегда. Раньше, когда кабины были выполнены из ДСП и покрывались определенным пластиком, вандалы целенаправленно поджигали плафоны освещения, и кабина выгорала практически полностью.

В последнее время устанавливается порошковое напыление, которое практически не горит. Пластмассовые кнопки вызова или приказного поста, которые легко сжигали хулиганы, уступили место железным. И вообще на сегодняшний день в соответствии с техническим регламентом все заводы-изготовители обязаны выпускать лифтовое оборудование с так называемой вандалоустойчивостью. То есть все оборудование, которое используется при регулярном нажатии, система освещения кабины делаются таким образом, чтобы была минимальная возможность повреждения. Но и в этом случае можно наблюдать, как в кабине даже железная кнопка имеет следы вмешательства. При воздействии острыми предметами или даже ключами происходит перекос кнопки, и она перестает работать.

Были случаи, когда люди, находясь в лифте в нетрезвом состоянии и пытаясь быстрее доехать до нужного этажа, обращались с кнопочным механизмом с такой силой, что пост разрушался, кнопки вываливались. Недавно пассажир вообще повредил практически весь приказной пост – непонятно, по какой причине. Соответственно, механики Мослифта вынуждены были остановить этот лифт, чтобы привести его в нормальное состояние.

«Лифт является тpaнcпopтным cpeдcтвoм пoвышeннoй oпacнocти, тaким жe, кaк мeтpo или aвтoмoбиль, это отмечено и в фeдepaльныx нopмaтивныx дoкyмeнтax, – подчеркивает генеральный директор АО «Мослифт» Вартан Авакян. – Он также пpoxoдит тexocмoтp, ремонтируется и имeет coбcтвeнный тexничecкий пacпopт. У него существуют правила пользования и рекомендации по эксплуатации, которые требуется неукоснительно соблюдать. Если эти правила не соблюдаются, лифт выходит из строя. Мы постоянно об этом напоминаем жителям столицы, просим относиться к подъемным устройствам с вниманием и аккуратностью. Бережное отношение к лифту служит гарантией его работы без сбоев».

О том, какие меры принимают в акционерном обществе, чтобы минимизировать издержки от неправильной эксплуатации подъемных механизмов и повысить их безопасность, мы расскажем в следующей пуб­ликации.

Георгий МОРОЗОВ.

Добавить комментарий

Loading...
Top